Надежные и доведенные до совершенства автобусы кабриолеты фирмы Berliet S.A.

image052.jpg

Основатель и бессменный руководитель легендарной компании Berliet S.A. – Мариус Берлие (21.01.1866-17.04.1949 год)

 Начиная достаточно короткий рассказ про автобусы кабриолеты фирмы Berliet S.A. хочу заметить, что всему миру уже давно известно, какой именно продукцией прославилась эта знаменитейшая автомобилестроительная компания, занимавшая когда-то 65% всего рынка грузовиков во Франции. По этой причине автор этих строк совершенно не претендует на лавры первооткрывателя достижений фирмы Berliet S.A., так как за него это сделали другие, более маститые писатели, а лишь собирается приоткрыть малоизвестную страницу истории, связанную с созданием автобусов кабриолетов. Забегая несколько вперед, отмечу, что руководителям компании Berliet S. A. в сфере маркетинга, всегда казалось увлечение производством экскурсионных автобусов всех типов, занятием несколько порочным, несерьезным, бросающим тень на репутацию столь авторитетной фирмы.

По этой причине, Berliet S.A. хотя и отметилась в создании и производстве нескольких типов автобусов кабриолетов, но абсолютно никакого влияния эти автомобили на рынок транспортных услуг в курортной и паломническо-религиозной сфере услуг не оказали, так как их количество было мизерное, по сравнению с продукцией конкурентов из Renault S.A., Rochet&Schneider S.A., Latil S.A, Berhard S. A. Delahaye S.A. и De Dion Bouton S. A. Все автобусы кабриолеты фирмы Berliet S.A., выполненные традиционно на базе серийных грузовиков, были фактически шедеврами, но этого, к счастью, или, к сожалению, пассажиры абсолютно не замечали.

image053.jpg

Импровизированный автобус кабриолет по типу Charabanc, выполненный в кузовной мастерской на базе грузовика Berliet Type CBA. На колесах резиновые бандажи. На дверце водителя надпись PELICHET (крупнейшая транспортная компания Франции, существующая с 1891 года по сей день). Предместье города Тулона. Франция. 1914 год

Автомобилестроительная компания Berliet S.A. относится к наиболее знаменитым фирмам, когда-либо изготавливавшим грузовые автомобили, многие из которых стали широко известными. Почти за 80 лет существования на ней создали свыше тысячи различных моделей грузовиков, автобусов, специальных автомобилей для пустынной местности и сотни вариантов двигателей. Многие из лучших автомобилей компании Berliet S.A. появились благодаря таланту одного из самых известных автоконструкторов мира – Мариусу Берлие, родившемуся 21 апреля 1866 года в предместье Ла Круа-Рус города Лиона. Мариус Максимин Франсуа Жозеф Берлие родился в многочисленной семье (семь детей, Мариус Берлье был самым старшим – Прим. автора) мелкого лионского фабриканта сатиновых подкладочных тканей для головных уборов Жозефа Берлие. В 1881 года М. Берлье закончил школу, получив диплом и по требованию отца был вынужден остаться в его мастерской в качестве помощника по ремонту и эксплуатации оборудования. Свой изобретательский дар М. Берлье впервые смог проявить только в 24 года, когда предложил новую конструкцию тиснильной машины с профилированным валом для тиснения гранитоля (искусственной кожи) со сложным механизмом подачи п/ф для нанесению рисунка. В 1894 г. Мариус Берлье смог разработать свой первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на газолин, а уже в 1895 году он разработал примитивную конструкцию легкового автомобиля, которая послужила ему прообразом для последующих машин. разработал проект своего первого легкового автомобиля и в течение следующего года самостоятельно построил его.

image054.jpg

Трипл-фаэтон Berliet Type CAA “Car alpin”/40 HP. Предместья селения Сен-Пьер-де-Шартрёз. Департамент Изер, регион Рона Альпы. Франция. 1910 год

К 1905 г. у М. Берлие уже работало 250 человек, собравших три сотни легковых автомобилей моделей 22 НР, 40 НР и 60 НР, В июне 1905 г. на фирму прибыл вице-президент американской компании ALCO, a 1 июля М. Берлие подписал с ним контракт на лицензионное производство в США своих легковых машин. Это событие и стало отправной точкой в истории фирмы Berliet S. A., позволившее расширить производство и организовать выпуск грузовиков, которые стали наиболее рентабельным бизнесом в те годы. В первый год продали всего 12 машин, а с 1907 г. на их основе собирали грузовики серии Berliet Type L - всего 37 экземпляров. За ними последовал 3,5-тонный, пользовавшийся успехом, автомобиль модели Berliet Type М с двигателем рабочим объемом 4,5 л мощностью 22 л.с. С 1908 года компания начала выпуск десятиместных автобусов Berliet Type CAA, предназначенных для крупных французских городов, а на их базе фирма Berliet S.A. для транспортных компаний Лазурного берега (Канны, Ницца, Марсель и Тулон) и для культового религиозного центра Гранд-Шартрёз (департамент Изер, регион Рона Альпы, Юго-Восток Франции) выпустила 30 автобусов кабриолетов Berliet Type CAA “Car Alpin”/40 НР. Я бы с удовольствием назвал этот автомобиль первым автобусом кабриолетом фирмы Berliet S.A. но по своей компоновке, целевым задачам, пассажировместимости и техническим данным, данное транспортное средство было проще отнести к трипл-фаэтонам (имели три ряда сидений для пассажиров), которые стали предтечей автобусов с полностью открытым кузовом. Необходимо отметить, что 7 трипл-фаэтонов Berliet Type CAA “Car alpin”/40 HP были специально предназначены для обслуживания католического монастыря Гранд Шартрез, для чего в селении Сен-Пьер-де-Шартрёз (коммуна во Франции, находится в регионе Рона-Альпы. Департамент коммуны — Изер. Входит в состав кантона Сен-Лоран-дю-Пон. Округ коммуны — город Гренобль) были построены автомастерские и автозаправочная станция. Весьма удивительно то, что эти семь автомобилей из Гранд-Шартрёза при тотальных реквизициях 1914 года, проходивших во Франции подобно урагану, сметающему всё на своём пути, уцелели и благополучно дожили до 1918 года, пока их не сменили другие автобусы кабриолеты фирм Chanard&Walcker S.A. и La Licorne S.A. , однако я остановлюсь на этом вопросе несколько ниже по тексту.

Как я заметил, трипл-фаэтон Berliet Type CAA “car alpin”/40 HP не является полноценным пассажирским транспортным средством, относящимся к автобусам. Настоящий первый автобус кабриолет, идеально подходящий под это определение, у фирмы Berliet S. A. появился лишь через три года.

image055.jpg

Автобус кабриолет Chenard&Walcker Type 19 “Torpedo’ сменил трипл-фаэтоны фирмы Berliet S.A. в Гранд-Шартрёз. 19 25 год

В 1911 г. началось производство классических капотных грузовиков Berliet Type CAD и Type САК, снабженных унифицированными 4-цилиндровыми моторами с ходом порщня 140 мм, многодисковыми сцеплениями, 4-ступенчатыми коробками передач, цепным приводом и барабанными тормозами. Особенностью двигателя для Berliet Type САК были два распределительных вала для отдельного привода впускных и выпускных клапанов, а также компрессионный тормоз-замедлитель. Именно этот грузовик послужил базой для создания в конце 1911 года первого автобуса кабриолета компании Berliet S. A., сделанного с типом кузова типа Charabanc, чрезвычайно популярного в то время, унаследованного от конных экипажей. Интересный штрих: данный автобус кабриолет, несмотря на незаурядный конструкторский талант М. Берлие, оказался совершенно обычным, типовым автомобилем, который был похож на десятки других автомобилей, созданных в тот же период в Британии и Франции. Однако, как кажется на первый взгляд, данная конструкция была примитивной не столько от средних технических возможностей компании Berliet S. A., сколько от требований транспортных компаний, желающих видеть курортный автомобиль именно в таком исполнении.

image056.jpg

Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” в пригороде г. Глазго. Британия. 1913 год

Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “ Torpedo”, рассчитанный на перевозку 12-15 пассажиров, имеющий пневматические шины фирмы Michelin S.A. и сидения, обтянутые кожей, был предназначен для перевозки паломников в культовые религиозные центры Франции. Удивительно, но перелопатив кучу документов и просмотрев большое количество архивных фото, я не нашел абсолютно никаких признаков, указывающих на то, что этот автомобиль в массовом количестве использовался на территории Франции в период с ноября 1911 года по август 1914 года. Возможно историки еще откопают свидетельства, указывающие на применение автобуса кабриолета Berliet Type 1 CB Torpedo” при пассажирских перевозках паломников города Лурд, Гренобль, Ле Пюи ан Вела и др. Также странно то, что данный автобус кабриолет закупался транспортными фирмами Британии для перевозки пассажиров по Лондону и Глазго.. Несколько архивных фотографий свидетельствуют, что Berliet Type 1 CB активно применялся в Британии, несмотря на то, что в тот момент автомобилестроительная промышленности этой страны выпускала аналогичные машины. Гораздо интереснее, в этом случае, выглядит использование этого вполне гражданского транспортного средства в Первой мировой войне, начиная сентября 1914 года. Как я уже неоднократно писал выше, после начала Первой мировой войны, весь транспорт на колёсах подлежал реквизиции, в том числе и тот, который обслуживал пассажирские маршруты в крупных городах. Понятно, что все автобусы кабриолеты фирмы Berliet S.A. реквизировали в первые же месяцы начала боевых действий. Однако, сама фирма Berliet S. A. наряду с грузовиком Berliet Type CBA стала массово выпускать для фронта и «шарабаны» Berliet Type 1 CB “Torpedo”, на которых перебрасывались подразделения обычной пехоты. Данный факт использования курортных автомобилей для перевозки боевых подразделений пехоты не являлся вопиющим, так как кроме фирмы Berliet S.A. на фронте массово использовались автобусы всех типов компаний De Dion Bouton S.A. и Rochet&Schneider. В последующем, уже во время Второй мировой войны, данная ситуацию повторится, и автобусы кабриолеты Франции, Германии, Австрии и Швейцарии, реквизированные вермахтом, массово начнут использоваться на Восточном фронте, в основном в тыловых подразделениях для доставки интендантского имущества. В отличие от автобусов кабриолетов Второй мировой войны, автобусам кабриолетам Первой мировой войны, повезло значительно больше, и они, уцелевшие в боях, как это не странно, в 1918 году, вернулись к мирной жизни и продолжили свою гражданскую миссию. Необходимо отметить, что в настоящее время этот первый автобус кабриолет фирмы Berliet S. A. сохранился и является музейным экспонатом, причём на ходу.

image057.jpg

Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” образца 1923 года. Фото 2006 год

К 1914 году, то есть к началу Первой мировой войны, фирма Berliet S.A. предлагала грузовые машины в 32 вариантах, с разными типами кузовов и шасси для перевозки горючего и коммунальных служб. Для расширения их производства он выкупил участок земли в Вениссьё (Venissieux), восточном предместье города Лиона, и приступил к строительству нового завода, где впоследствии впервые во Франции сборку грузовиков перевели на конвейер, по типу автопредприятия Г. Форда. В 1913 году, компания Berliet S.A. стала наиболее массовым экспортером французских автобусов в Великобританию. В качестве типового городского автобуса на местных маршрутах был выбран 18-местный автомобиль на базе грузовика Berliet Type CAT. Автобусы этого типа эксплуатировались в Бристоле, Манчестере, Глазго и Лондоне, вплоть до 1920 года. Наибольшие усилия фирма сосредоточила на разработке грузовиков, которые предполагала в больших количествах поставлять в армию Франции. С начала 1913 года, грузовик Berliet Type "М" стал основой для одного из самых известных грузовиков первого периода - 3,5-тонной модели Berliet Type CAT с местом водителя над двигателем. Перед самым началом Первой мировой войны появился еще более популярный грузовик Berliet Type СВА классической капотной компоновки с 4-цилиндровым мотором серии "Z"(5,3 л, 25 л.с.) с алюминиевыми поршнями, многодисковым сцеплением, 4-ступенчатой коробкой передач в блоке с главной передачей и дифференциалом и шариковыми подшипниками в трансмиссии и колёсами с резиновыми бандажами. При собственной массе 3580 кг Berliet Type СВА мог перевозить 3,5-4,0 т грузов со скоростью 30~35 км/ч. В 1912 г. на фирме Berliet S. A. трудилось уже две тысячи человек, а в программу 1911-15 гг. входили 23 модели грузовых автомобилей, в том числе легкие машины Berliet Type САС (10 л.с.), 3,5-тонные Berliet Type САМ", специальные шасси Berliet Type CAU и двадцатиместные автобусы Berliet Type САО. Стоит отметить, что шасси Berliet Type CBA продавалось сотнями экземпляров как во Франции, так и за ее территорию, где многочисленные кузовные фирмы и автомастерские монтировали на него разные варианты кузова, как пассажирского, так и для перевозки грузов. Производили кузовные фирмы во Франции и в Европе многочисленные варианты «шарабанов» (Charabanc), т.е.примитивных автобусов, на шасси Berliet Type CBA, для перевозки пассажиров в открытом корытообразном кузове, где места для сидений пассажиров, зачастую напоминали деревянные лавки в городском парке.

image058.jpg

Постер рекламирующий маршрут Route Des Alpes – P.L.M.(от Женевского озера до Лазурного берега Лигурийского моря), на котором изображен автобус кабриолет Bertliet Type 1 CB “Torpedo”. 1922 год

 После окончания Первой мировой войны, на которой фирма Berliet S. A. чрезвычайно сильно нажилась, производя на деньги налогоплательщиков 6 тысяч снарядов в день, 40 единиц Berliet Type CBA и танки Renault FT-17, Мариусом Берлье было предложено сконцентрироваться именно на разработке грузовых автомобилей, автобусов всех типов, а легковые машины выпускать не более 20-25% от общего количества продукции. Особую ставку сделали в компании на разработку специальных трёхосных автомобилей для африканских колоний, начав их проектировать уже с 1920 года, справедливо полагая, что эти грузовики станут основой для хороших заказов от Военного министерства Франции. К сожалению или к счастью, в Военном министерстве Франции не оценили глубокий научно-практический подход Berliet S.A. в целях разрешения такой насущной проблемы в песках Сахары, как проходимость, и решили закупать стандартные армейские грузовики у Laffly, Delahaye и Panhard et Levassor. Наверное, это было правильное решение транспортной проблемы в североафриканских колониях Франции, так как специальные автомобили, требовали специального ухода, их матчасть не была унифицированной, а обслуживание вылетало в копеечку. Эти специальные трехосные и трёхтонные автомобили высокой проходимости Berliet Type VPD можно назвать по-разному, в зависимости от их конструктивных особенностей и целей, для которых они были построены. Но, тем не менее, по сути – это первые в мире трёхосные автобусы кабриолеты высокой проходимости (6х4), с небольшим грузовым отсеком (500 кг), рассчитанные на перевозку 8-10 человек в условиях полного бездорожья, оснащенные 6-цилиндровым двигателем мощностью 120 л.с. с электростартером и 4-ступенчатой коробкой передач

Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” перевозящий мобилизованных на Первую мировую войну французов. 1914 год. город Рен. Франция
Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” перевозящий мобилизованных на Первую мировую войну французов. 1914 год. город Рен. Франция

Истинная и гиперсекретная цель Транссахарской экспедиции с участием автобусов кабриолетов Berliet Type VPD – переброска подразделений Иностранного легиона на дальние расстояния при помощи автомобильного транспорта. В этом рейде, получившем широкую рекламу и происходящем на фоне побед компании Renault S. A. (автомобили этой фирмы, тоже трехосные, прошли от Марокко до Кейптауна 23 тысячи километров, что стало мировой сенсацией) участвовали журналисты, политики, представители железных дорог Франции, инженеры фирмы Berliet S. A., а также сотрудники Второго бюро Военного министерства Франции (военная разведка) и Surete Genarale (политическая разведка). Состоявшийся в 1926 году двухмесячный пробег через пески Сахары (Алжир-Чад-Нигер) протяженностью 2800 км - от Алжира до Нигера и обратно не произвел особого впечатления на французских генералов, посчитавших, что при помощи грейдера можно соорудить дорогу, даже временную, в любой точке Сахары, а специальные автомобили типа Berliet Type VPD совершенно не нужны. Данный широко разрекламированный рейд автобусов кабриолетов Berliet Type VPD закончился плачевно для компании. Финансы, в огромном количестве затраченные только для того, чтобы Военное министерство Франции заказало не доведенные до ума опытные автомобили, пропали даром, так как в серию эти автобусы кабриолеты не пошли, а остались лишь отличным экспонатом музея в Лионе Fundation Berliet.

Фирма Berliet S.A.. c автобусом кабриолетом Berliet Type CBA на короткое время стала монополистом маршрута Route de Saint-Pierre через горный перевал Кол де Порт (Col de Porte) до 1922 года, но со временем была вытеснена транспортом фирм Delahaye S.A. и UNIC S. A.
Фирма Berliet S.A.. c автобусом кабриолетом Berliet Type CBA на короткое время стала монополистом маршрута Route de Saint-Pierre через горный перевал Кол де Порт (Col de Porte) до 1922 года, но со временем была вытеснена транспортом фирм Delahaye S.A. и UNIC S. A.

В апреле 1922 года, примерно спустя 8 месяцев достаточно критического финансового состояния, сложившегося в фирме Berliet S. A. Мариусом Берлие было принято решение о максимальном оживлении предприятия, буквально всеми доступными средствами. Благо, для этого имелись финансы, накопленные за счёт военных заказов с 1914 по 1918 год. Стоит отметить, что практически все автомобилестроительные фирмы Франции после окончания Первой мировой войны испытывали значительные затруднения со сбытом своей продукции. То же самое творилось и у фирмы Berliet S.A. Чтобы выжить, компания Berliet S.A. принимает решение кардинально модернизировать довоенный автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “ Torpedo” и предлагать его в двух разных версиях. Первая версия, с примитивной отделкой салона и тентом, для небольших транспортных фирм, специализирующихся на перевозке курортников и паломников в весенне-летний сезон, а вторая, имеющая черный цвет кузова, красный тент и ярко красный салон с такими же красными сидениями (были выполнены из кожи), предназначалась для сетей престижных гостиниц, которые доставляли постояльцев на этих автомобилях до места их проживания. В результате, примерно с 1922 по 1925 год, компания Berliet S. A. смогла продать на территории Франции около 150 шт этих автобусов кабриолетов. Примерно еще 150 единиц ушли на экспорт в страны Ближнего Востока вместе с аналогичными автомобилями Luc Court H4 (Luc Court S. A.) , только имеющими закрытый кузов. Можно сказать так, что это была первая и последняя попытка фирмы Berliet S.A. заняться не свойственным ей делом. В дальнейшем, с середины 20-х годов, Berliet S. A. начнет выпускать солидные, многоместные и очень дорогие междугородние автобусы кабриолеты, правда десятками штук, а не тысячами, как грузовики. Эти мастодонты станут её коньком, фирменным блюдом, если хотите, которое вряд ли смогут повторить их конкуренты из Rochet& Schneider, Delahaye, Bernard, De Dion Bouton, Renault и Panhard et levassor , занимающиеся, правда, более земными делами, и прочно стоящие на ногах, именно по причине продаж на внутреннем рынке. Однако, фирма Berliet S.A. уже в начале 20-х годов посчитала, что беспощадная и беспрерывная борьба на внутреннем рынке за поставку автобусов для муниципальных транспортных компаний совсем не приличное дело для солидной фирмы, и с облегчением переключилась на создание грузовиков. По этой причине, в период с 1922 по 1939 год, компания Berliet S. A. практически не занималась выпуском автобусов кабриолетов, предпочитая их выпускать лишь по редким заказам крупных транспортных фирм, предоставляющих по договору 50% предоплату.

Улучшенная версия автобуса кабриолета Berliet Type 1 CB “ Torpedo” для сети отелей. 1923 год
Улучшенная версия автобуса кабриолета Berliet Type 1 CB “ Torpedo” для сети отелей. 1923 год

В 1923 году на фирме Berliet S.A. запустили в производство гамму новых грузовиков Type VL, Type VM и Type VH. На легкой модели Berliet Type VHA, способной развивать скорость 60 км/ч, в 1924 г. впервые появилось электрическое освещение. В начале 30-х гг. из их ворот выходили разнообразные 2- и 3-осные бензиновые автомобили: развозные Type VIL, Type VIР и Type VIR грузоподъемностью 1,2~2,0 т с двигателями рабочим объемом 1,5~2,4 л, средние Type VD и Type VS на 4~5 т, а также 1-тонные пикапы модели Type 944 (были выполнены на базе легкового автомобиля серии VIRL, но с переделанным шасси) - самые легкие грузовые автомобили марки Berliet. В 1926 году, на линии вышел новый 5-тонный грузовик Berliet GDHM, который был использован компанией Berliet S.A. для создания 25-местного автобуса для дальних междугородних маршрутов Berliet GDHV, выполненного по классической вагонной компоновке и шестью дверями на каждом борту кузова. Этот автобус, по согласованию с известной транспортной компанией SANTA должен был выйти на дальние маршруты, которые связали бы столицу Франции с ее южными провинциями, находящимися в зоне предгорий Альп и Пиренеев. Ранней весной, многие десятки тысяч Франции устремлялись в эти регионы, чтобы отдохнуть на побережье Бискайского залива, Лазурном берегу и предгорьях горных массивов Альп и Пиренеев, используя для этого, как правило, железнодорожный транспорт.

Удивительный снимок. Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” на окраине Лондона. Набережная Темзы. 1913 год. Великобритания
Удивительный снимок. Автобус кабриолет Berliet Type 1 CB “Torpedo” на окраине Лондона. Набережная Темзы. 1913 год. Великобритания

Крупные автомобильные транспортные компании Франции с начала 20-х годов пытались составить конкуренцию железнодорожному транспорту страны в деле перевозки пассажиропотока на Юг Франции, с помощью многоместных автобусов, которые только начали выходить на линии, разработанные в фирмах Panhard et Levassor, Renault, Berliet, Latil, Bernard и Cottin& Desgoutess. Решили «сорвать куш» и в фирме Berliet S.A., сделав специальное автобусное шасси на удлиненной базе грузовика Type GDHV . Особую роль в этих дальних пассажирских перевозках играл массивный багажник, выполненный на почти плоской крыше автобуса Berliet GDHV, где размещались многочисленные узлы и чемоданы, а также два ряда сидений для тех, кто в поездках обожает получать изрядную порцию адреналина. Несмотря на достаточно опасное размещение кресел для пассажиров на крыше автобуса, случаев падения или травм зафиксировано не было, благо автобус более 42 км/час не набирал и был достаточно устойчив на поворотах. Стоит заметить, что перед поездкой, сидящие под палящим солнцем на крыше пассажиры, проходили «особый» инструктаж от водителя, повествующий о том, что не рекомендуется вставать на сидениях перед въездом в тоннели. Надо заметить, что тоннели по пути от Парижа до Марселя или до Байонны встречаются довольно часто и как в этой ситуации реагировали сидящие на крыше и жаждущие острых ощущений - остаётся загадкой. Чрезвычайно интересно то, что на базе этого автобуса для линии Париж-Лион-Средиземное море (P.L. M.), в период с 1927 по 1929 год, было выпущено 8 автомобилей с кузовом типа «кабриолет». Для создания автобуса типа «кабриолет», фирма Berliet S.A. сделала полную перекомпоновку данного автомобиля, создав совершенно новый, более современный, обтекаемый, несколько расширенный кузов с оконными стойками и сдвижными стёклами. На оконные стойки, по периметру кузова натягивался брезентовый тент, имеющий прорезиненную верхнюю часть. Как утверждают современники, данное транспортное средство эксплуатировалось на линии от города Лион до Марселя (Лион-Валанс-Монтелимар-Авиньон-Арль-Марсель), причем некоторые экземпляры дожили до 1940 года, работая и при Режиме Виши. Как свидетельствуют документы, выпустив за два года 24 автобуса этой модели (8 кабриолетов и 16 автобусов классической схемы) и продав их за вполне сносную цену транспортным фирмам во Франции, компания Berliet S.A. с облегчением решила заняться более современными автомобилями, выполненными по трехосной схеме и работающими на дизельном топливе.

Автобус кабриолет Berliet VPD образца 1926 года в музее города Лиона Fundation Berliet. 2010 год
Автобус кабриолет Berliet VPD образца 1926 года в музее города Лиона Fundation Berliet. 2010 год

Также стоит заметить, что специальное автобусное шасси Berliet GDHV в великом множестве продавалось за рубеж в страны Европы, Латинской Америки, Индокитая, Австралию и еще черт знает куда. Поставлялось автобусное шасси этой модели и в ряд регионов Франции, где рукастые владельцы автомастерских мастерили из этого «полуфабриката» удачные или не очень курортные автомобили с кузовом типа «кабриолет», так как технически этот вариант был наименее затратным. Обычно схема, отработанная предприимчивыми делягами из небольших автосервисов, между прочим, еще перед началом Первой мировой войны была такова. Экскурсионная или транспортная фирма средней руки предлагала стоящему рядом автосервису срубить деньжат, предварительно закупив 3-5 автобусных шасси у известных автомобилестроительных концернов и переделав их с минимальными затратами в типовые «шарабаны» продать их ей по сходной цене. В результате все заинтересованные стороны оказывались довольны. Автосервис непрерывно «шлёпал» почти на уровне конвейера все новые и новые «шарабаны», выполненные из закупленных автобусных шасси у Rochet& Schneider S. A., Mathis S.A., Berliet S.A., Renault S. A., Delahaye S.A. и Latil S.A., а экскурсионные и транспортные компании снизив затраты на закупках полноценных автомобилей, возили на этих колымагах пассажиров по всем мало-мальски известным достопримечательностям Франции и с наслаждением пересчитывали денежки в кармане. Данная порочная схема, между прочим, получила распространение в Великобритании и СССР, где также почти на коленке выпускали сотнями примитивные автобусы кабриолеты, которые нещадно эксплуатировали до состояния автомобильного хлама. Не избежала этой участи и компания Berliet S.A., автобусные шасси которой тоже использовали для постройки курортных автомобилей. Отмечу лишь шасси Berliet Type GDHV, на базе которого строили «шарабаны» в городе Гренобле, куда их привозили по железной дороге из Лиона. Сколько выпустили всего кустарных автобусов на базе шасси Berliet GDHV – неизвестно, но все они эксплуатировались в коммуне города Лурда, в транспортной компании S.L. A. Lourdes. Неоднократно среди историков автомобилестроения из-за автобусов подобного типа возникают споры, связанные с определением на архивных фотографиях моделей транспортных средств. Автобусные шасси в 20-30-е годы, серийно выпущенные на автомобилестроительных фирмах Франции и предназначенные к продаже, зачастую могли не иметь капота, передних крыльев, произведенных на «родном» заводе. По этой причине автомастерские, закупающие автобусные шасси для производства кузова на них, могли оставлять «родные» радиаторную решетку, фары, бампер, фирменный логотип, но ставить какие угодно крылья, капот, капотные боковины с оперением, из-за чего опознать этот автомобиль было уже невозможно. Да и вообще, возникает вопрос, как именно можно идентифицировать данные транспортные средства, произведенные из серийных автобусных шасси в кустарной мастерской? Добавлю, что неоднократно транспортные компании оказывались недовольны как подлинными автобусами кабриолетами фирмы Berliet S.A., так и сделанными кустарями из серийных автобусных шасси. Причин было две – дорогое обслуживания автомобилей этой фирмы и не совсем удобное расположение агрегатов и механизмов, которые нуждались в частом профилактическом осмотре. В результате, многие транспортные компании с середины 30-х годов вообще отказались от закупки любых автобусов компании Berliet S.A. и с облегчением стали эксплуатировать менее пафосные La Licorne S. A., Chenard&Walcker S.A., Unic S. A. и Mathis S.A.

Автобусы кабриолеты Berliet Type VPD в песках Алжира. 1926 год
Автобусы кабриолеты Berliet Type VPD в песках Алжира. 1926 год

Автобус для дальних междугородних маршрутов Berliet GDHV образца 1926 года выпускался в варианте «кабриолет» для компании SANTA
Автобус для дальних междугородних маршрутов Berliet GDHV образца 1926 года выпускался в варианте «кабриолет» для компании SANTA

Автобус кабриолет Berliet GDHV в городе Валанс. Франция. 1929 год
Автобус кабриолет Berliet GDHV в городе Валанс. Франция. 1929 год

Автобус кабриолет Berliet GDHV с очень оригинальным кузовом и наглухо закрепленными боковыми стёклами, изготовленным в неизвестной кузовной мастерской. На окраине города Лурда. Франция. 1933 год
Автобус кабриолет Berliet GDHV с очень оригинальным кузовом и наглухо закрепленными боковыми стёклами, изготовленным в неизвестной кузовной мастерской. На окраине города Лурда. Франция. 1933 год

Автобус кабриолет Berliet GDR образца 1936 года. Великобритания. Маршрут Лондон-Шеффилд. 1936 год
Автобус кабриолет Berliet GDR образца 1936 года. Великобритания. Маршрут Лондон-Шеффилд. 1936 год

Автобус кабриолет Berliet GDHV с очень примитивным кузовом, выполненным кустарным способом в автомастерской. 1936 год. Окрестности города Лурда. Франция
Автобус кабриолет Berliet GDHV с очень примитивным кузовом, выполненным кустарным способом в автомастерской. 1936 год. Окрестности города Лурда. Франция

В 1932 г. на фирме Berliet S.A. запустили в производство три новых типа дизельных двигателей - два 4- и один 6-цилиндровый, и вся дальнейшая история этой компании стала тесно связана с дизельными двигателями. Сразу хочу заметить, что в 1935 году во Франции разразился серьезный топливный кризис, связанный с подорожанием бензина, выработанным из нефти, получаемой из колониальных Алжира и Нигерии. По этой причине, многие автомобилестроительные компании Франции с начала 30-х годов основательно взялись за разработку газогенераторных двигателей и дизельных моторов, на основе британских и швейцарских аналогов. Можно вполне правдиво написать, что компания Berliet S.A. стала одной из первых разрабатывать «дизельную» тему во Франции. Успеху способствовало начало производства удачной серии грузовика Berliet GD грузоподъемностью 6~7 т, выпускавшейся до 1953 г. в большом количестве модификаций. Первый серийный 4-цилиндровый дизель рабочим объемом 7250 см3 был установлен на 2-осном грузовике Berliet GDHL" и в 1932 г. удачно прошел проверку в очередном транссахарском пробеге. С 1934 г. в программе Berliet S.A. появилась самая тяжелая модель Type GDM полной массой 20 т с 6-цилиндровым дизелем рабочим объемом 10850 см3и 4-ступенчатой коробкой с ускоряющей передачей. До 1953 г. изготовили 7 тыс. таких автомобилей. С 1935 г. взамен Type СВА выпускали новое семейство Berliet GDR7 грузоподъемностью 5,5 т с цельнометаллической кабиной и верхнеклапанным 4-цилиндровым длинноходным (110x155 мм) дизелем MDF (5,7 л, 75 л.с). На базе грузовика Berliet GDR c 1936 года компания Berliet S.A. стала выпускать два типа тридцатиместных скоростных автобусов, рассчитанных на дальние междугородние маршруты.

Рекламный буклет фирмы Berliet S.A. отражающий развитие конструкций грузовиков разного тоннажа. Последний грузовик снизу в первом ряду – Berliet VIR послужил базой для создания многочисленных версий автобусов. 1934 год
Рекламный буклет фирмы Berliet S.A. отражающий развитие конструкций грузовиков разного тоннажа. Последний грузовик снизу в первом ряду – Berliet VIR послужил базой для создания многочисленных версий автобусов. 1934 год

Сразу замечу, что в отличие от автобуса Berliet GDHV, второй тип автомобиля, специально выполненный для поставки на экспорт, был создан с повышенным комфортом в салоне, предусматривающим особые анатомические кресла, освещение, смонтированное в сидениях и даже откидывающиеся столики. Всего было выпущено 76 автобусов данной модели, причем 46 единиц имели обычную компоновку, а 30 других кузов типа «кабриолет». Около 30 автобусов Berliet GDR продали в Великобританию, из них ровно 15 единиц имели кузов типа «кабриолет» с тентом. Эти автобусы кабриолеты стали эксплуатироваться на линии Лондон-Шеффилд, причем вместе с практически аналогичными по классу автобусами кабриолетами Dennis F и Maudslay ML3. По какой причине англичане покупали автобусы у фирмы Berliet S. A. на протяжении почти 20 лет мне кажется непонятным, если не сказать малопатриотичным, учитывая очень высокий уровень автомобилестроения в Великобритании и наличие вполне сносных автомобилей для пассажирских перевозок. Однако, у автобуса кабриолета Berliet GDR были, тем не менее, значительные преимущества по сравнению с другими автомобилями этого же класса. Эти преимущества – скорость около 75 км/ч и высокая экономичность (из-за дизельного топлива) позволяли ему быть более рентабельными, чем, допустим автобусы британских компаний. Продолжая тему производства автобусов фирмой Berliet S.A. хочу заметить, что данная компания никогда не ставила во главу угла создание и массовый выпуск пассажирских автомобилей, созданных уже на базе отработанных серийных моделей грузовиков. Рынок сбыта, налаженный Berliet S.A. еще до Первой мировой войны, позволял продавать разнообразнейшую гамму грузовиков в страны Европы, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и не особо заботясь о расширении линейки выпускаемой продукции. Например, выпуск легковых автомобилей, был практически полностью прекращен в 1937 году, а автобусы составляли лишь 17% от всей выпускаемой продукции в Berliet S.A. Тем не менее, автобусы выпускались и сохранились до сей поры уникальные фотографии из личных архивов, которые свидетельствуют гораздо лучше, чем сухая хроника технарей от ретроавто.

Постер первого дизельного грузовика фирмы Berliet S.A. – Berliet Type GD. 1932 год
Постер первого дизельного грузовика фирмы Berliet S.A. – Berliet Type GD. 1932 год

Весьма интересная история случилась с автобусами кабриолетами Berliet PSA и Berliet GDR, которые были закуплены для обслуживания известного монастыря Гранд-Шартрёз в в 1932 и 1936 годах. Для начала стоит рассказать про сам объект, где и собирались эксплуатировать эти автобусы кабриолеты. Гранд-Шартрёз, Великая Шартреза(фр. La Grande Chartreuse)— это католический монастырь во Франции, старейшая и главная обитель Ордена Картезианцев. Этот старинный культовый объект международного паломничества расположен на Юго-востоке Франции, в 3 километрах северо-западнее селения Сен-Пьер-де-Шартрёз во французском департаменте Изер (регион Рона-Альпы, административный центр - г. Гренобль). Монастырь был основан святым Бруно Кёльнским и шестью его послушниками в 1084 году в горах Шартрёз, в безлюдной местности севернее города Гренобля. Вначале был построен посёлок с крестообразным расположением деревянных хижин и каменной церковью. Эта первая обитель была названа La Grande Chartreuseи по сей день считается матерью-основательницей ордена – Великой Шартрезы. В 1132 году монастырь был разрушен горной лавиной и вновь отстроен на 2 километра южнее от старого места, где находится и поныне. Неоднократно (8 раз) в монастыре вспыхивали большие пожары, но каждый раз Гранд Шартрёз быстро отстраивался. Основная часть зданий монастыря, сохранившаяся до сей поры, была построена в XVII столетии, а некоторые относятся к XIV—XV векам. Во время Великой французской революции монастырь был закрыт, а монахи подверглись преследованиям. Открытие монастыря Гранд-Шартрёз вновь состоялось только в 1816 г. С этого момента началось массовое посещение этих мест паломниками из Франции, приезжавших сюда из Гренобля на дилижансах и шарабанах. Однако, посещение этого монастыря после его открытия в 1816 году было запрещено, и паломники довольствовались лишь осмотром музея Великой Шартрезы и закупками всевозможных сувениров, в частности знаменитого ликера.

Панорама монастыря Гранд-Шартрез. 2012 год
Панорама монастыря Гранд-Шартрез. 2012 год

В настоящее время Гранд-Шартрёз – это действующий монастырь Ордена Картезианцев. Его посещение туристами запрещено, на окрестных дорогах запрещено пользоваться автомобилями и мотоциклами, чтобы шум моторов не нарушал абсолютную тишину в монастыре. Единственное открытое для посещения гостями место — музей Великой Шартрезы, находящийся в двух километрах от самого монастыря. Монастырь Гранд Шартрёз прославился в Средние века двумя своими творениями: созданный здешними монахами не позднее начала XVII столетия рецепт ныне всемирно известного ликёра «Шартрёз» (с 1-й половины XVIII века уже производился в монастыре в ограниченных количествах для продажи) выведенная ещё в Средневековье в стенах Гранд Шартрёз порода короткошёрстных кошек — шартрез.

Возвращаясь в теме эксплуатации автобусов кабриолетов фирмы Berliet S.A. замечу, что за тотальный контроль за подобными объектами между автомобильными концернами Франции шла настоящая, неприкрытая, ожесточенная и не совсем приличная борьба, где все средства были хороши, даже полукриминальные. Немного отдаляясь от темы, приведу пример настоящей войны, которая развернулась между фирмой SCEMIA и Panhard et Levassor в целях завоевания автомобильного рынка Испании. Подкупленные компанией SCEMIA автомеханики в Барселоне, Сарагосе, Валенсии и Бильбао засыпали сахарный песок в бензобаки серийных автобусов Panhard et Levassor, которые должны были выйти на линию. В результате бензонасосы поменяли, автобусы вышли на линии, но у владельцев транспортных предприятий сложилось ложное мнение о плохих эксплуатационных качествах автомобилей Panhard et Levassor, в результате чего эти автобусы отправили в испанские колонии, а вместо них закупили машины SCEMIA. Может покажется смешным, но компания Berliet S.A. в войнах за паломнические и курортные объекты никогда не участвовала, так как мизерное количество произведенных ею автобусов совершенно не влияло на картину общей прибыли от произведенной продукции. И на это раз, когда весной 1932 года в Berliet S. A. позвонили из Гренобля и попросили прислать по почте техническую документацию на выпускаемые этой фирмой автобусы, в Лионе никто не стал прыгать до потолка и радоваться заключенному в будущем контракту. Дело в том, как я уже писал выше по тексту, фирма Berliet S.A. уже сотрудничала до Первой мировой войны с Гранд-Шартрёз, а именно с транспортной компанией Route Des Pyrenees, поставив 7 трипл-фаэтонов Berliet Type CAA/40 HP “Car alpine”, получив при этом приличные деньги. Однако, транспортная фирма из Гренобля Rote Des Pyrenees , занимающаяся пассажирскими рейсами в монастырь Гранд-Шартрёз после 1918 года обратила свои взоры на небольшую фирму La Licorne S.A., предлагавшую свои 8-10 –местные автобусы кабриолеты La Licorne Type 9/10 CV “Torpedo” и вскоре закупила их, став эксплуатировать до середины 20-х годов. Также Route Des Pyrenees закупила для экскурсий в Лурд и Гранд-Шартрёз 7 десятиместных автобусов кабриолетов Chenard& Walcker Type 19 “Torpedo”, которые показали себя достаточно посредственно в предгорном рельефе. Этим машинам не хватало мощности двигателя для подобной эксплуатации в сложных условиях постоянных крутых спусков и высоких подъёмов. 

Автобус кабриолет La Licorne Type VS/2t на культовом месте. Позади автомобиля с туристами Монако и побережье Лигурийского моря. 1936 год
Автобус кабриолет La Licorne Type VS/2t на культовом месте. Позади автомобиля с туристами Монако и побережье Лигурийского моря. 1936 год

Затем Route Des Pyrenees (интересно, что эта фирма весьма активно работала и в перевозках их Гренобля в Лурд и Марсель - Прим Автора) решила, что надо сменить транспортные средства еще раз и закупила автобусы кабриолеты у Rochet& Schneider S. A., Chenard&Walcker S.A. и Unic S. A. В 1932 году, фирма Route Des Pyrenees решила расширяться и обратила свой взор на Berliet S. A., закупив восемь автобусов классической компоновки Berliet Type PSA с дизельным двигателем, мощностью 90 л.с., рассчитанных на перевозку 23 пассажиров в отапливаемом салоне при скорости 70 км/час. Это были очень хорошие показатели в то время. Экономичность дизеля, отапливаемый салон и приличная скорость были хорошими аргументами в борьбе за прибыльные круглогодичные рейсы от Гренобля до Гранд Шартреза по частично грунтовой дороге с ямами и колдобинами. Вместе и автобусами обычного типа, Berliet S. A. поставила Route Des Pyrenees пять автомобилей Berliet Type PSA с кузовом «кабриолет». Примечательно, что в это же самое время, Berliet S.A. продала 7 автобусов кабриолетов Berliet Type PSA транспортной компании из города Лурда S. L.A. Lourdes. Через 3,5 года, Route Des Pyrenees решила предлагать новые, более продолжительные маршруты туристам и паломникам, для чего купила у Berliet S.A. автобусы кабриолеты Berliet Type GDR в количестве 5 единиц. Эти автобусы кабриолеты вышли на линию ранней весной 1936 года, перевозя пассажиров на маршруте Марсель- Арль- Нарбонн-Тулуза-Тарб-Лурд-По-Байонна. Поразительно, но компания Route Des Pyrenees в том же 1936 году отказалась от всех автобусов Berliet Type PSA продав их конкурентам по сходной цене и закупив 20-местные автобусы кабриолеты La Licorne Type VS фирмы La Licorne S.A.

На этом ниточка информации об этих предвоенных автобусах кабриолетах фирмы Berliet S.A. обрывается, так как уже с августа 1936 года компания начинает поставки в армию Франции грузовых автомобилей с дизельными и газогенераторными двигателями, а производственные мощности перестраиваются под новый парк оборудования.

Автобус Berliet Type PSA образца 1934 года на 23 пассажироместа производился и варианте кабриолет с бензиновым двигателем. Буклет 1934 года
Автобус Berliet Type PSA образца 1934 года на 23 пассажироместа производился и варианте кабриолет с бензиновым двигателем. Буклет 1934 года

Автобус Berliet Type PS 6 образца 1937 года с дизельным двигателем. Линия г. Гренобль-горнолыжный курорт Виллар де Ланс. Франция. 1939 год
Автобус Berliet Type PS 6 образца 1937 года с дизельным двигателем. Линия г. Гренобль-горнолыжный курорт Виллар де Ланс. Франция. 1939 год

Уникальный кадр: автобус кабриолет Berliet Type PS на фоне города Лурда с паломниками. 1935 год. г. Лурд. Франция
Уникальный кадр: автобус кабриолет Berliet Type PS на фоне города Лурда с паломниками. 1935 год. г. Лурд. Франция

Автобус кабриолет Berliet Type PS, выполненный на базе двухтонного грузовика Berliet Type VIR. Окрестности города Лурд. Франция. 1935 год
Автобус кабриолет Berliet Type PS, выполненный на базе двухтонного грузовика Berliet Type VIR. Окрестности города Лурд. Франция. 1935 год

С началом Второй мировой войны, Berliet S.A. вступила в очередной виток производства военной продукции. Хочу заметить, что сам М. Берлие вступил в серьезные разногласия с Военным министерством с октября 1939 года, которое пыталось использовать мощности предприятия по - своему усмотрения. В результате, Лион после октября 1940 года оказался под властью Режима Виши Анри Петэна и на фирме Berliet S.A. начали с облегчением выпускать довоенную продукцию, только уже для вермахта. В 1941-44 гг. фирма Berliet S.A. выпустила 18 тыс. бензиновых и 6 тыс. газогенераторных грузовых автомобилей, большая часть которых пошла на Восточный фронт. 1 мая 1944 года предприятие Berliet S.A. как объект выпускающий военную продукцию был до основания разрушен американской авиацией, а 4 сентября Генерального директора Мариуса Берлие арестовали за отказ исполнить военный заказ от правительства «Свободной Франции» и за то, что его грузовики попали на вооружение немецкой армии. Всеми делами на предприятиях Berliet S.A. стал заниматься младший сын Поль Берлие. Его отец предстал перед судом только в 1946 г. и был приговорен к двум годам тюрьмы с конфискацией имущества и запретом проживания в департаментах близ Лиона. Через год Мариуса Берлие освободили, вознаградив пожизненной пенсией в 120 тыс. франков ежемесячно. Весной 1949 г. Мариусу Берлие вручили второй орден Почетного легиона (первый он получил еще в 1911 г.), но 17 мая 1949 г. он скончался. Теперь немного о производстве автобусов кабриолетов, так внезапно прекратившемся осенью 1936 года. В период с 1937 по 1945 год нет ни одного официально признанного факта выпуска фирмой Berliet S.A. автобусов кабриолетов любого типа для Франции или для нужд вермахта. А вот производство автобусов классической схемы фирма Berliet S.A. широко развернула уже с 1947 года, использовав для этого безкапотные дизельные версии грузовых автомобилей. Любопытно, что в отличие от своих менее удачливых конкурентов из Delahaye, Rochet& Schneider. Unic, Chenard& Walcker, La Licorn, De Dion Bouton, фирма Berliet S. A. достаточно благополучно прожила до начала 70-х годов.

Автобус Berliet Type GLA5 выпускался как в обычной компоновке, так и с кузовом типа «кабриолет». 1949 год
Автобус Berliet Type GLA5 выпускался как в обычной компоновке, так и с кузовом типа «кабриолет». 1949 год