Яхты, катера и вертолёт для товарища Хрущёва

Правительственная яхта В сентябре 1959 года Н.С. Хрущёв отбыл США с долгосрочным визитом. Увиденное в США несказанно поразило Первого секретаря ЦК КПСС, особенно факт перемещения по стране президента Америки на салонном вертолете HUS-1Z Seahorse (модификация Sikorsky S-58 для VIP- персон). По настоятельной просьбе Хрущева (который совершил полет на вертолете вместе с президентом США) и членов его делегации, с разрешения Госдепа и лично Д. Эйзенхауэра, СССР приобрёл в США два вертолета Boeing - Vertol V-44 и два Sikorsky S-58, которые были доставлены морем в начале 1960 года. Однако, по каким-то непонятным причинам от заморских новейших вертолётов Хрущев отказался и приказал срочно построить в СССР аналогичные салонные варианты вертолётов, переделанные из серийных вариантов. Именно на основании этого распоряжения, с 1959 года, на каждой госдаче в Крыму и на Кавказе стали строить вертолётные грунтовые или асфальтированные площадки в виде круга. А для Н.С. Хрущева в КБ М.Л. Миля был построен шестиместный салон Ми-4 С с улучшенной виброизоляцией и системой связи (1959 год), а в КБ А. С. Яковлева предложили для членов правительства более вместительный восьмиместный «Летающий вагон» ЯК-24 К. Однако, эти машины, по целому ряду причин технического порядка не оправдали возлагавшихся на них надежд и на государственные дачи Хрущёв приезжал в основном на автомобилях и водном транспорте. Примечательно, что на территории лесопарка госдач №8,9, 10 до сей поры существует вертолётная площадка, сохранившаяся с 1960 года, но Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв никогда не приземлялся на неё на вертолете.

Старое изображение Правительственной яхты В марте 1958 года, по личному указанию Н.С. Хрущёва, судостроительному и проектно-конструкторскому бюро ЦКБ-5 (в настоящее время ОАО «СФ АЛМАЗ») из г. Ленинграда, было выдано техническое задание на разработку проекта Правительственной яхты (проект 360, класс «М»), мореходностью (высота волны) до 3 метров, скоростью 35 узлов и водоизмещением около 150 тонн. При пассажировместимости 8 человек предполагалось обеспечить автономность плавания не более 3 суток. Главным конструктором проекта стал известный военный инженер - кораблестроитель и создатель скоростных торпедных катеров Павел Густавович Гойнкис (01. 11.1889 - 21.03.1961 г). По этому проекту на Приморском судостроительном заводе №5 (ССЗ №5) в Ленинграде, с 1960 по 1963 год, были построены в спецкомплектации 4 катера (ПСКР-50, 51,52, 54) с корпусом из лиственницы и сосны, а также палубой из тика, закупленного специально для этой цели в Индонезии у госкомпании Perum Perhutani. Три яхты (ПСКР – 50, 51 и 54) предназначались для базирования на Кавказе и Крыму, на территории баз пограничных катеров КГБ СССР и последующего использования руководством СССР при летнем отдыхе на государственных дачах.

Технические характеристики яхты проекта 360:
Производитель – «Приморский судостроительный завод №5» (в настоящее время «Судостроительная фирма «Алмаз»)
Тип судна – Моторная яхта
Материал корпуса – дерево
Материал надстройки и ходовой рубки - стеклопластик
Длина корпуса – 37,15 м
Ширина корпуса- 7,50 м
Осадка – 1,50
Водоизмещение, кг – 152 тонн
Силовая установка – 2х 3300 л.с., дизель М 503 А
Пасажировместимость макс.- 8 человек
Максимальная скорость – 35,6 узлов
Экипаж – 13 человек
Дальность плавания -460 миль
Автономность -4 суток

По свидетельству бывших офицеров – ветеранов дивизиона катеров Сочинского погранотряда, с 1961 года, белоснежный катер проекта 360 (впоследствии ПСКР-50 назвали «Буревестник») постоянно курсировал с руководством Политбюро (в том числе и Н.С. Хрущёвым) от крымских госдач до Кавказа, причаливая к пирсам в «Бочаровом ручье», комплексу «Пицунда» и громадному причалу на госдачах №11 и 12 в Новом Афоне (этот циклопический причал был построен для швартовки пограничных сторожевых катеров ПСКР-808 Шестого ОБРПСКР в/ч 2372 из г. Очамчиры и имел максимальную глубину на срезе 5 метров). На госдачах № 8,9,10 в Пицунде на катере проекта 360, с 1961 года, возили не только Н.С. Хрущёва, но и практически всех его зарубежных гостей, включая госсекретаря США Дина Раска в августе 1963 года. Для швартовки маломерных судов, в том числе катера проекта 360, в Пицунде, напротив каждой госдачи СМУ-15 построило из железобетонных блоков двухсекционные пирсы длиной 30 метров. Учитывая осадку катера проекта 360, которая не превышала 1,5 метра, можно понять насколько удобно было на данном пирсе причаливать и принимать пассажиров на борт. Хочу обратить внимание читателей на то, что одна правительственная яхта проекта 360 (ПСКР-51) за №1202, выпуска 1961 года, на которой плавали по Чёрному морю Н.С. Хрущёв и Л.И. Брежнев, в настоящее время сохранилась и стоит на бывшей базе 18 ОБРПСКР в/ч 9799 в г. Одесса, где ожидает продажи (500 тыс.$).

СПК ВолгаКак это не странно, но самым популярным водным транспортным средством в хрущёвскую эпоху стали суда на подводных крыльях конструкции ЦКБ под руководством Р.Е. Алексеева, которого всячески опекал лично Н.С. Хрущёв. В 1957 году ЦКБ Алексеева в г. Горьком по собственной инициативе начало работы над проектом 343 МЕ, который воплотился в судно на подводных крыльях (СПК) «Волга». Через год, т.е. в 1958 году на судостроительном заводе «Красное Сормово» заложили головной катер этой серии, а вскоре выпустили 5 СПК «Волга» в спецкомплектации для руководства страны. СПК «Волга», предназначенные для партийной верхушки страны, отличались от серийных образцов двигателем (AD 31L/SP Volvo Penta) и тщательной внутренней и внешней отделкой, например: на бортах, вдоль корпуса судна, стояли боковые стекла с подъёмными механизмами, как в автомобиле, тент и кресла (кстати, обтянутые кожей) красного цвета, резко контрастировали с белоснежным корпусом судна, покрашенного особой корабельной краской, препятствующей появлению обрастаний на днище. СПК «Волга», учитывая их неплохую мореходность и надежность в эксплуатации, решили использовать как на речных водоемах, так и на Чёрном море (судно имело класс Речного и Морского Регистров СССР), применяя для перемещения первых лиц государства, находящихся на отдыхе. СПК «Волга» и катера проекта 360 всегда находились на территории баз пограничных сторожевых катеров МЧПВ КГБ СССР, на специально отгороженной стоянке.

При первом требовании, данное судно направлялось в сопровождении пограничного сторожевого катера, имея свой номерной позывной, к месту назначения, т.е. к причалу государственных дач. СПК «Волга» для госдач «Бочаров ручей», «Пицунда» и №11 и 12 в Новом Афоне находились в отстойнике на территории Шестого ОБРПСКР Сочинского дивизиона сторожевых катеров специальной службы МЧПВ КГБ СССР. Примечательно, что в настоящее время некоторые «знатоки» в Интернете и в СМИ пытаются уверить общественность, что рейдовый служебно-разъездной катер проекта 370-М от 1974 года, использовался Н.С. Хрущёвым для поездок по озере Рица и Чёрному морю. Действительно, сейчас на озере Рица в Абхазии стоят два катера проекта 370-М в спецкомплектации, построенные на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения, но никакого отношения к госдачам в Пицунде и лично к Хрущёву они никогда не имели.

Добавить комментарий