Александр Лаффли

Вы знаете французскую фирму по производству автомобилей Société des Etablissements Laffly? Никогда не слышали о такой? Вполне возможно кто-либо из читателей и слышал, а может и много читал о фирме Laffly S.E., которая известна в мире, в первую очередь, своими уникальными армейскими штабными полноприводными автомобилями, а также другой военной техникой, выпускаемой данной компанией в изобилии вплоть до августа 1942 года. Многие россияне, досконально изучившие историю французского автомобилестроения наслышаны о пожарных автомобилях данной фирмы, сохранившихся в частных коллекциях и демонстрирующихся каждый год в международных автосалонах ретро. Я даже допускаю, что в России есть истинные поклонники компании Laffly S.E., желающие прочитать многочасовой цикл лекций заинтересованным лицам по продукции этой фирмы, выпущенной для Военного министерства Франции. Однако, все специалисты по истории компании Laffly S.E., как в России, так и за рубежом, придут в полное замешательство при простом вопросе о типах автобусов, произведенных этим предприятием в парижском пригороде Аньер-Сюр-Сен. Могу даже поспорить, что историки авторетро из Франции также с большим трудом смогут промямлить нечто вразумительное если их озадачить еще более сложным вопросом. А выпускала ли компания Laffly S.Е. до 1940 года автобусы с компоновкой пассажирского кузова типа «кабриолет»? Я вам, читателям этой книги, отвечу утвердительно, да, компания Laffly S.Е. действительно выпускала широкую номенклатуру автобусов самых разных конструкций и назначения. Существовали в этой линейке и автобусы с кузовом типа «кабриолет», выполненные не только на предприятии-смежнике SOMUA, но и в многочисленных кузовных ателье, например Carrosserie Di Rosa et Pastrе, Carrosserie ACHARD FONTANEL & Cie, Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie и SICAL. Также хочу прояснить истинные размеры выпуска на фирме Laffly S.E. грузовых автомобилей, абсолютно неизвестных российским читателям, интересующимся историей мирового автомобилестроения. Вы тоже никогда не читали и не слышали о грузовых автомобилях компании Societe des Etablissements Laffly? Сейчас узнаете! Впрочем, обо всём по порядку.

Laffly Type “A”

В марте 1859 года (в некоторых источниках называется 1849 год), в промышленном парижском пригороде Булонь-Бийанкур (коммуна в западном пригороде Парижа, ранее был крупным индустриальным районом), француз с швейцарскими корнями Раймонд Мариус Констант Лаффли (Raymond Marius Constant Laffly), 27 лет от роду, открыл собственное дело – ремонтно-производственную мастерскую по изготовлению и восстановлению дорожного и сельскохозяйственного оборудования и компрессоров. Дело быстро пошло в гору, и уже через год Мариус Лаффли стал выпускать уже своё оборудование с именным шильдиком (от нем. Schild — щит, щиток, ярлык, значок, табличка — информационная табличка, на которой размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию) и логотипом Societe des Marius Laffly. Ещё через пять лет, расширившись и накопив финансы, фирма Мариуса Лаффли, успевшая стать к тому времени акционерным обществом (Societe Anonyme Marius Laffly) с небольшим капиталом и штатом в 12 человек, приобрела лицензию на производство локомобилей у британской компании John Fowler & Co. Напомню читателям, что локомобиль (франц. locomobile, от лат. locus — место и mobilis — подвижной) - это паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла, поршневой паровой машины и вспомогательных устройств. 12 июля 1868 года у Мариуса Лаффли (а не как пишут ошибочно во многих отечественных изданиях – Морис Лаффли) родился сын и наследник, названный Александром, действительно продолживший и приумноживший дело своего отца и ставший, в отличие от него всемирно известным производителем дорожно-коммунальной техники, грузовиков, тракторов и армейских вездеходов.

Laffly Type “A” образца 1898

В декабре 1895 года, Мариус Лаффли, на 63 году жизни умирает и согласно его завещанию компания Societe Anonyme Marius Laffly переходит к сыну Александру, к тому времени очень сильно заинтригованному первым мировым опытам с двигателями внутреннего сгорания Николауса Аугуста Отто (построил в 1876 году четырёхтактный газовый двигатель внутреннего сгорания) и немецких инженеров Готтлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха (разработали в 1885 году легкий бензиновый карбюраторный двигатель. А. Лаффли, отучившийся к тому времени только 1 год в т.н. «Колледже Наварры» (Политехническая школа в Париже, готовившая инженеров), несмотря на молодые годы, понял – будущее наземного транспорта будет связано именно с ДВС (двигателем внутреннего сгорания). После смерти отца. Александр Лаффли переоформил компанию, записав ёё на себя, имея контрольный пакет акций и переименовал на Societe Anonyme des Laffly.

Laffly La Carrosserie

Данное название просуществует до октября 1898 года и будет изменено на Vehicules Industriels Automobiles Laffly (далее по тексту - Laffly V.I.A). С весны 1896 года, А. Лаффли начинает переформатировать производственную линейку своего заводика в Булонь-Бийанкуре, по примеру своих конкурентов перейдя на выпуск дорожной техники (дорожные катки, грейдеры, битумовозы) с паровым двигателем. Вес наиболее крупных дорожных катков у компании A. Laffly V.I.A.достигал 8-10 тонн. Главным минусом паровых катков являлась их громоздкость. А в конце XIX века, с изобретением нового вида транспорта - автомобиля, применение которого росло невероятно стремительно, увеличилась потребность в новых дорогах более высокого качества. Следовательно, требовалось сделать технику для укладки дорог более мобильной и модернизированной. Еще в 1860 году французский механик Э. Ленуар предпринял попытку сконструировать дорожные катки с двигателем внутреннего сгорания, а компания A. Laffly V.I.A.. в 1910 году усовершенствовала его изобретение, поставив на свою версию катка ДВС от фирмы De Dion Bouton S.A. И хотя данные машины так и не были применены массово в деле, зато они открыли новую эру дорожных укладчиков - моторных катков. К 1900 году компания Александра Лаффли прочно обосновалась в Париже и ее пригородах, успешно реализуя дорожно-строительным компаниям катки c разными видами вальцов, битумовозы, дробильные машины для размалывания щебня и широкополосные грейдеры.

Laffly Type LV

Ко всему вышеперечисленному прочему, A.. Laffly V.I.A.выпускает повозки-мусоровозы и цистерны (для перевозки молока, вина, керосина) на конной тяге, а также металлические ёмкости с ручным насосом для откачки бытовых отходов. В июле 1897 года, А. Лаффли, купив у Карла Бенца (фирма Daimler AG) его серийную легковую машину Viktoria, разобрал её до последнего болта и поклялся, что скоро его компания тоже начнет выпуск автомобилей с ДВС, правда, не для безмятежных увеселительных прогулок по Булонскому лесу, а в целях выполнения задач дорожного строительства. Впрочем, жизнь всё поставила на свои места. Через год, то есть в сентябре 1898 года, А. Лаффли собрал на собственном предприятии свой первый легковой двухместный автомобиль с одноцилиндровым ДВС – Laffly Type “A”, практически точную копию ранних моделей Daimler AG, Panhard et Levassor S.A. и De Dion Bouton S.A. Эта модель в настоящее время экспонируется в известном музее города Муттенц, находящемся в Швейцарии, кантоне Базель-Ланд. Любопытно, что на шасси автомобиля Laffly Type “A” стоит порядковый номер 13, что означает количество машин, выпущенных ранее в серии и проданных заинтересованным лицам. Получается, что Laffly Type “A” стал первым крупносерийным (по тем меркам) пассажирским легковым автомобилем компании A. Laffly V.I.A., но не известным причинам владелец фирмы не захотел в дальнейшем связывать судьбу своего производства с данным ассортиментом и в дальнейшем перешел на выпуск промышленных транспортных средств с ДВС. Любопытный факт: первый малотоннажный серийный грузовик А. Лаффли тоже назовёт Laffly Type “A”. Почему? О причинах подобной рокировки можно лишь догадываться…