Laffly Type D1В течение последующих 4 лет, А. Лаффли упрямо пытается копировать первые грузовые модели автомобилей Daimler AG, Albion Motor Company, De Dion Bouton S.A. и Panhard et Levassor S.A., однако из этой затеи ничего путного не выходит, так как для этой цели у него просто не хватает технологической оснастки и базовых теоретических знаний. Любопытно, что компания Laffly V.I.A. в 1902 году предприняла попытку запустить в массовую серию грузовой автомобиль с паровым двигателем, почти точный аналог транспортного средства Turgan et Foy Type 50 CV (данный грузовик внешне очень напоминал паровоз, только вне рельсов, отчаянно дымя вертикально установленной трубой и натужно пыхтя паром), практически забытой сейчас французской компании Turgan et Foy S.A. И эта авантюра А. Лаффли не принесла успеха, лишний раз доказав о малоперспективности паровых транспортных средств. В 1903 году, А. Лаффли, прекрасно понимая, что век паровых двигателей постепенно и безвозвратно уходит, закупает три типа серийных двигателей внутреннего сгорания у компании De Dion Bouton S.A., один из которых двухцилиндровый он пробует использовать на своём первом грузовом автомобиле - пикапе, являющемся практически живой копией De Dion Bouton Type Q 6 CV (серийного двухместного автомобиля), но с более длинной колесной базой. Действительно, именно двигатели становятся на долгое время для А. Лаффли непереходящей головной болью, т.к. такая наукоёмкая тема как моторостроение еще не по зубам начинающему представителю автопрома Франции. Таким образом, в течение почти 5 лет, закупая ДВС у британской фирмы Napier &Co, а также во Франции у De Dion Bouton S.A. и Ballot S.A., А. Лаффли, путём многочисленных проб и ошибок постепенно создаёт свой первый малотоннажный грузовой автомобиль - прототип, способный перевозить 500 кг. В дальнейшем, именно этот автомобиль станет его первым крупносерийным грузовиком. Впрочем, обо всём по порядку. А. Лаффли, прекрасно осознавая, что ему чрезвычайно трудно тягаться с монстрами раннего французского автомобилестроения Panhard et Levassor S.A., Delahaye S.A., и De Dion Bouton S.A., решает пойти своим путём, разрабатывая коммунальную технику на основе копирования и дальнейшей переделки шасси серийных грузовых автомобилей этих фирм. К августу 1907 года, фирма создала линейку из двух разнотипных грузовиков (с грузоподъёмностью 500-600 кг – Laffly Type “A” и 1000 кг – Laffly Type “B” очень похожие внешне на ранние конструкции компании Daimler AG и Panhard et Levassor S.A.

Laffly Type P.S.

Но сразу хочу оговориться, что все эти прототипы так и остались в единственном экземпляре. Только Laffly Type “A” в сильно измененном виде, с новым типом двигателя пошёл в серию во время Первой мировой войны, а однотонный Type “B” с колесной базой 2950 мм был запущен в массовое производство только после 1919 года. Однако, эти конструкции категорически нельзя назвать «мёртвым проектом». К исходу 1907 года, А. Лаффли построил первый прототип дорожно-коммунальной машины с индексом Laffly Type D1. На базе созданного шасси Laffly Type D1 фирма Laffly V.I.A.разработала множество многофункциональных навесных агрегатов для уборки улиц (щётки, форсунки с автоцистерной для полива, грейдер и т.д) и предложило принципиально новый тип дорожно-коммунальных машин всем тем частным компаниям, которые являлись их давними покупателями и партнерами по бизнесу. С лета 1909 года данный дорожно-коммунальный автомобиль был серьезно усовершенствован и подготовлен к серийному производству (была создана технологическая оснастка и рабочие чертежи), получив заводской индекс Laffly Type D2. Однако, все старые и проверенные «друзья» категорически отказались покупать нечто непонятное и потребляющее страшное количество газолина или петрола (во Франции не было принято называть топливо для ДВС – бензин, так как данный термин применялся широко в Германии, и по этой причине все шоферы это топливо называли «петрол»). В данной ситуации оставался один выход – обратиться с предложением к государственным органам. И А. Лаффли обратился в муниципалитет Парижа с просьбой рассмотреть его конструкции коммунальных автомобилей для уборки городских улиц, но получил категорический отказ по причине того, что Laffly V.I.A. не является проверенным поставщиком и контракт с ней может быть заключен, если она выступит в кооперации с фирмой, в данный момент оказывающей какие-либо услуги или работы городским учреждениям. По-видимому, А. Лаффли очень долго ругался всякими нехорошими словами о идиотском французском бюрократизме, сильно мешающем быстрому развитию бизнеса, но обиду проглотил и по совету «умных людей», в начале 1908 года обратился к руководству компании SOMUA (Société d'outillage mécanique et d'usinage d'artillerie - «Общество по производству механического оборудования для изготовления артиллерийских орудий»), являющейся дочерним предприятием гигантского военно-промышленного концерна Schneider-Creusot или Schneider et Ciе.

В официальной историографии компании SOMUA, изложенной в СМИ очень много путанного и странного, подозрительно похожего на традиционные лихие рейдерские захваты и поглощения более слабых конкурентов. Однако, если отбросить в сторону ненужную сентиментальность и не представлять всю без исключения деятельность компании SOMUA как сплошную пастораль, то можно подчерпнуть очень много интересного. Впрочем, обо всём по порядку. То место, которое к 1908 году занимал громадный завод SOMUA в парижском предместье Сент-Уэн (регион Иль-де-Франс, департамент Сен-Сен-Дени) с 1835 по июль 1861 года принадлежало небольшой фирме Cisar des Grandry et Cie, которая выпускала металлорежущие станки, а также сельскохозяйственную технику (сеялки, культиваторы, косилки и т.д). Эту фирму в 1861 году приобрел Этьен Буше, предприниматель средней руки, и, в свою очередь, данную компанию в 1894 году поглотил концерн Schneider-Creusot или Schneider et Ciе, проведя на ней реконструкцию и перепрофилировав ее на выпуск крупной продукции машиностроения военного назначения. Кроме всего прочего, компания SOMUA c 1894 года по инициативе ее первого директора Этьена Буше стала крупным поставщиком парижского муниципалитета разнообразных металлоконструкций для мостов, зданий и трамвайной сети (имеются в виду рельсы для трамвая на конной, пневматической тяге, а потом с 1895 года на электрической).

первый малотоннажный грузовик компании – Laffly

Итак, в феврале 1908 года А. Лаффли обратился к руководству SOMUA, предложив неплохой вариант, весьма выгодный для обеих сторон, представляющий собой обычную производственную кооперацию: Laffly S.Е. выпускает шасси коммунальных машин Laffly Type D2 “Sweeper’, а SOMUA на них навешивает необходимое по тендеру оборудование и продаёт от своего имени (как зарегистрированный официальный поставщик государственных органов) муниципалитетам по всей Франции. Денежки, естественно – пополам!!! В SOMUA на А. Лаффли посмотрели как на клинического идиота, ибо у компании Laffly V.I.A. не было официального патента на производство дорожно-коммунальных автомобилей. Примерно 1 год ушёл на оформление и рассмотрение всех необходимых документов, дающих А. Лаффли претендовать на первенство в изобретении коммунальных автомобилей с навесным оборудованием. В результате, А. Лаффли подаёт в патентное бюро заявку на изобретение и теперь мы точно знаем, что патент №22, 933 от 17 марта 1909 года на оригинальную схему уборочной машины Laffly Type D2 стал главным документом, свидетельствующим о праве Laffly S.Е. заявить всему миру о своём исключительном первенстве в деле создания коммунальной техники с ДВС. Только через 1 год компания Laffly V.I.A. начала выпускать автомобиль Laffly Type D2 серийно, а первые коммунальные машины с ДВС стали необычным явлением на улицах Парижа и его пригородах. Как уже стало понятно, с этого момента, фирма SOMUA стала официальным партнером Laffly V.I.A. по реализации продукции и её оснащению навесными агрегатами. Необходимо отметить, что именно в начале 1910 года, компания Laffly V.I.A. параллельно с заводом в Булонь-Бийанкур начала производство коммунального оборудования на новом предприятии в парижском пригороде Аньер-сюр-Сене (северо-западный промышленный пригород Парижа, на левом берегу реки Сены). Тем временем в марте 1910 года, владелец компании Vehiciles Industriels Automobiles (Laffly V.I.A.) Александр Лаффли, учредил две дочерние компании, одна под названием Societe Nouvelle des Materiel Automobile в Булонь-Бийанкуре занялась выпуском дорожно-коммунальной техники, а завод в Аньер-сюр-Сене после перепрофилирования и реорганизации, получив название Societe Nouvelle des Machines-Outils стал разрабатывать специальное пожарное оборудование, способное монтироваться на шасси грузовых автомобилей. В дальнейшем в Булонь-Бийанкуре после Первой мировой войны производились в основном дорожно-коммунальные автомобили, а в Аньер-сюр-Сене выпускались грузовики, автобусы и пожарное оборудование. Забегая несколько вперед, отмечу потрясающую дальновидность А. Лаффли, который в годы послевоенного финансового кризиса, разразившегося в Европе, стал крупнейшим разработчиком и поставщиком пожарного оборудования (многосекционные лестницы, автопомпы-прицепы, лебедки с большим тяговым усилием, гидропушки и т.д). Например, компании La Licorne S.A. Delaunay-Belleville S.A.покупали и оснащали шасси грузовых автомобилей пожарным оборудованием производства Laffly V.I.A. с 1923 года и не считали это зазорным. Вполне допускаю, что учреждение новых компаний А. Лаффли произошло не его личной прихоти, а напрямую было связано с уходом от налогов и снижением всех видов затрат легальными и не очень средствами. А что же грузовики и автобусы, создавала ли их компания Laffly S.A. до Первой мировой войны? И были они на самом деле? Были и даже производились серийно!