Автобус кабриолет на базе шасси грузовика Laffly

В середине 1910 года. А. Лаффли проводит испытания нового двухтонного капотного грузовика с лицензионным бесклапанным двигателем мощностью 23 л.с. производства компании Knight &Co (изобрел американский конструктор Чарльз Найт, продавший лицензию на производство мотора Daimler AG и Panhard et Levassor S.A.), запускает его в мелкосерийное производство с разными типами кузова (в том числе и цистерной для перевозки ГСМ и других жидкостей), однако конкурировать с автогигантами того времени De Dion Bouton S.A., Panhard et Levassor S.A. он не может и автомобиль с заводским индексом Laffly Type А2 так и остаётся нереализованным довоенным проектом. Грузовик не покупают еще и по причине плохо отлаженной дилерской сети в стране. Впрочем, после окончания Первой мировой войны А. Лаффли учтет свои ошибки, а компанию Laffly V.I.A. узнают как в Европе, так и в Африке, Австралии и даже Малайзии и Магадаскаре. Единственной продукцией компании Laffly S.A. до октября 1914 года становится дорожно-коммунальная машина Laffly Type D2, оснащенная цистерной на 600 литров воды, с разными исполнениями навесного оборудования, в основном плужно-щеточного.

Автобус Laffly Type B2

Первая мировая война, начавшаяся 28 июля 1914 года чрезвычайно сильно обрадовала на первых этапах А. Лаффли, наивно предполагавшего о том, какие бешеные суммы он заработает на поставках в армию однотонных грузовиков Laffly Type “B” собственного производства. Однако, письменное обращение А. Лаффли в Военное министерство Франции, датированное сентябрём 1914 года, с просьбой срочно начать выпуск грузовиков Laffly Type B в армейской версии, осталось без ответа. Между тем, компании La Buir S.A., Berliet S.A., A.T. Latil, Panhard et Levassor S.A., De Dion Bouton S.A., Aries S.A., Renault S.A., Brasier S.A., Delahaye S.A. и Peugeot S.A. работали в круглосуточном режиме, выполняя заказы Военного министерства, выпуская по 2-3 типа грузовых автомобилей во всё возрастающих масштабах. В январе 1915 года. Военное министерство издало циркуляр, по которому все промышленные предприятия частного сектора проходят по мере необходимости техническую реорганизацию для выпуска продукции военного назначения. Компанию Laffly V.I.A. по данному циркуляру ожидал неприятный сюрприз: с февраля сего завод должен был наладить серийный выпуск бронеавтомобиля американской компании White Motor Car Company с индексом White Model AM. Броневик White Model AM компания Laffly V.I.A. выпускала с проклятиями целых три года, до сентября 1918 года, заработав при этом по тем меркам совсем небольшую сумму.

Карета «скорой помощи»

Несмотря на такую изрядную пакость от Военного министерства Франции, связанную с вынужденным выпуском чужой продукции, компанию Laffly V.I.A. в феврале 1915 года ждал приятный сюрприз в виде очередного циркуляра о срочном запуске в крупносерийное производство автомобилей «скорой помощи» в армейском исполнении на базе малотоннажного грузовика Laffly Type “A”. С апреля 1915 по июль 1918 года компания Laffly выпустила 386 автомобилей Laffly Type “A”, с колесной базой 2750 мм, оснащенного двухцилиндровым двигателем De Dion Bouton

Type “DMX92”, объёмом 1445 куб.см., мощностью 30 л.с., с четырьмя типами кузова:
-бортовой кузов с тентом;
-санитарный автомобиль с коробчатым кузовом, снабженным багажником на крыще;
-фургон ПАРМ/АПРИМ (автомобильная походная ремонтная инженерная мастерская);
-штабной автомобиль с упрощенным открытым металлическим кузовом типа «кабриолет» на 8-9 человек с тентом и багажником, установленным сверху заднего бампера.

Автобус кабриолет

Все эти модели армейских автомобилей на базе Laffly Type “A”, А. Лаффли с успехом, после окончания Первой мировой войны запустит уже в гражданской версии, с новым типом двигателя, созданного на родном предприятии. Я предполагаю, что последняя весия автомобиля в виде штабного автомобиля с тентом, могла после ноября 1918 года продаваться на аукционах Военном министерством Франции для гражданского населения и затем переоборудоваться небольшими транспортными компаниями в полноценный туристический автобус с кузовом «кабриолет» для экскурсионных целей. Однако, точных сведений и архивных фото, подтверждающих эти предположения, в настоящий момент не обнаружено.

Пикап на базе шасси Laffly

В ноябре 1918 года, Военное министерство официально известило Laffly V.I.A. что заказ на 38 броневиков White Model AM и 75 санитарных машин Laffly Type “A” аннулирован «в связи с окончанием боевых действий» и А. Лаффли с его собственной фирмой остались у разбитого корыта с изношенным оборудованием и совершенно неясными перспективами. Единственным большим плюсом было то, что на государственные средства к заводу в Аньер-сюр-Сене был пристроен большой цех для сборки двигателей броневиков White Model AM, и уже через три года А. Лаффли использовал его при производстве собственных моторов. Несмотря на негативную тенденцию на рынке продажи транспортных средств с ДВС во Франции, уже с февраля 1919 года, компания Laffly V.I.A. наладила выпуск довоенных коммунальных автомобилей Laffly Type D2, а также однотонную версию грузовика Laffly Type B с колёсной базой 2950 мм (в дальнейшем будет выпущена модификация с колесной базой 3250 мм) и новым лицензионным четырехцилиндровым двигателем мощностью 42 л.с. от компании Hotchkiss et Cie. Примерно в это же время, на базе шасси этого грузовика, компания Laffly V.I.A. стала выпускать автобусы с двумя версиями пассажирского деревянно-металического кузова: городской рейсовый с на 14 мест и кабриолет. Благодаря хорошим связям в Военном министерстве и Министерстве колоний Франции, компания Laffly V.I.A. грузовик Laffly Type B и автобусы выполненные, на базе его шасси, в течение 2 лет поставляла в Тунис, Марокко, Чад и Алжир, а также Индокитай для нужд Иностранного легиона. Через год, Laffly V.I.A. поставила в серию новое шасси Laffly Type B2, грузоподъемностью 2,5 тонны, оснащенное четырехцилиндровым двигателем Ballot Type 4S мощностью 56 л.с. Для тех читателей, кто не знает я объясню, что французская компания Societe Anonyme des Moteurs Ballot была создана братьями Эдуардом и Мариусом Баллот в 1903 году, однако свои первые автомобили стала выпускать только с 1910 года. В дальнейшем, до полного краха в марте 1938 года, Moteurs Ballot S.A. активно занималась созданием и продажей очень удачных в конструктивном отношении двигателей для автомобилей, подводных лодок и самолетов. В 20-е годы, двигатели фирмы Ballot S.A. ставились на многие грузовые и легковые автомобили, в том числе широко использовались фирмами Laffly V.I.A. и La Licorne S.A. В апреле 1938 года, фирму Ballot S.A. поглотила швейцарско-испанская компания Fábrica Hispano-Suiza de Automóviles, которая на тех же мощностях продолжила выпуск двигателей, но уже под собственным логотипом. Тут уместно будет добавить, что фирма Laffly V.I.A., впрочем как и другие французские автоконцерны, не брезговала ставить на собственную выпускаемую технику двигатели от известных мировых мотостроительных компаний, совершенно справедливо считая данный вариант более приемлемым. Так, например, на дорожно-строительные катки с четырьмя видами вальцов (существуют кулачковые, гладкие, решетчатые и пневмоколесные вальцы. Гладкий - представляет собой металлический цилиндр, уплотняющий поверхность за счет своей массы. Такие строительные катки используются при проведении асфальтоукладочных работ, поскольку дают на выходе абсолютно ровную поверхность. Кулачковые вальцы, покрытые выступами, используются для работ с рыхлым грунтом. Решетчатые, имеющие решетку, трамбуют разнообразные грунты: дорожный каток), выпускаемые с лета 1919 года. Laffly V.I.A. оснащала трёхцилиндровым двигателем Baudouin Type DB2, мощностью 38 л.с., которые производила французская моторостроительная компания Societe Anonyme Moteurs Baudouin из города Марселя (между прочим существует до сей поры и процветает!).

Страница каталога  компании Laffly

Стоит также сообщить читателю, что версия автобуса Laffly Type B2, имеющая примитивный деревянно- металлический кузов вагонной компоновки, выпускалась с большим багажным отделением на крыше, которое, как правило, использовалось местным населением как обычный пассажирский салон, где они путешествовали вповалку вместе с тюками и козами. Всего, с июня 1919 по декабрь 1923 года, компания Laffly V.I.A. произвела для нужд Военного министерства и Министерства колоний Франции 288 автобусов Laffly Type B2 с разными исполнениями кузова, и прошу обратить внимание читателей, с разными формами капота и облицовки радиатора, что было связано с использованием 2 типов двигателей от Moteurs Ballot S.A. Автобус Laffly Type B2 на хорошем шоссе развивал максимальную скорость всего 38 км/ч, но, замечу, в то время, данный факт особо не удивлял пассажиров, водителей и даже создателей автомобилей. Вопрос скорости стал актуальным лишь в середине 30-х годов, когда появились комфортабельные, мощные, зачастую трёхосные междугородние автобусы с компоновкой Pullman на 35 и более мест, курсирующие по линии PLM (транспортная компания Compagnie des Chemins de fer de Paris à Lyon et à la Méditerranée с парком автобусов, курсирующих от Парижа до Марселя и далее). Скорость у автобусов начала 20-х год в 35-45 км//ч считалась вполне приемлемой, а дороги, подчас не асфальтированные, а мелко щебенчатые и гудронированные не позволяли транспортному средству разгоняться без риска повреждения системы подрессоривания. Как свидетельствую каталоги Laffly V.I.A. сохранившиеся и продающиеся до сей поры на аукционах (Сamions Rapides Laffly/Catalogue De Pieces de Rechange - Chassis Laffly Type B), всего было четыре модификации шасси Laffly Type “B’. Первая, собственно Type “B” – однотонная, с двумя типами колесной базы (Court - 2950 мм и Long - 3250 мм) двигателем от Hotchkiss et Cie, вторая – Type “B2” – 2,5-тонная, с колесной базой “B2—Long” (длинной – 3850 мм) и “B2—Court” (короткой – 3350 мм), двигателем Type “4S” от Moteurs Ballot S.A. третья, полуторатонная – Type “B4” с двигателем Type “ZS” от Moteurs Ballot S.A.

Пожарный автомобиль на базе шасси Laffly Type B (Court)

Удивительно, но до наших дней практически не осталось архивных фото этих вполне заурядных моделей автобусов и грузовиков на базе шасси Laffly Type “B, B2, B4”. Кроме вышеназванных моделей шасси Type “B”, Laffly V.I.A. выпускала специальную полуторатонную версию пожарного автомобиля на шасси Laffly Type B3 (без капота и облицовки радиатора) с двигателем компании Moteurs Ballot S.A. (четырёхцилиндровым Ballot Type S4 мощностью 56 л.с.