Шасси Laffly Type LV

Начало 1920 года стало для Laffly S.A. прорывным, ибо по личной инициативе А. Лаффли, экспортный отдел компании открыл дилерские центры в Испании (Барселона и Мадрид) и Лондоне. Отмечу, что дилерская фирма Laffly (England) &Co Ltd., на улице Лонсдейл-роуд 20-26 в Лондоне, без лишней помпы и суеты начавшая продажи дорожно-коммунальной техники (в том числе дорожно-строительные катки с разными видами вальцов и двигателем от компании Societe Anonyme Moteurs Baudouin), грузовиков и автобусов (в дальнейшем даже тракторов!) с июля 1920 года, стала одним из самых успешных проектов Александра Лаффли. Особо хочу отметить, кроме уже приведенных фактов, постоянное участие компании Laffly V.I.A. с октября 1921 года в международных автомобильных выставках, проводившихся в Берлине, Лондоне и Париже. До октября 1921 года, компания Laffly V.I.A. участвовала только в Международной автомобильной выставке в Париже. Вот, допустим, что пишет британский журнал Commercial Motor (Интернет-архив на сайте Commercial Motor) за 18 октября 1921 года в заметке «Салон автобуса. Дорожно-подметальная машина. Стенд №72»: «…Три новых выставочных экспоната представлено компанией Laffly – Vehiciles Industriels Automobiles на стенде международной автомобильной выставке в Лондоне, а четвертый, уже всем хорошо известный Laffly Type AV (это версия дорожно-коммунальной машины с навесным плужно-щеточным оборудованием и цистерной на базе шасси грузовика Laffly Type LV – примечание Автора). Особое место на выставочном стенде Laffly занимает автобус – лимузин Laffly-Schneider с кузовом тёмно-бордового цвета от компании La Carrosserie Breteau Freres et Cie. Автобус рассчитан на перевозку 20 человек, 16 из которых сидят лицом вперед, а четыре – в правой части салона друг перед другом. Недавно был проведен рекламный тур данного автобуса по городам Великобритании, организованный компанией-дилером Laffly (England) &Co Ltd. По компоновке этот автобус очень похож на парижский омнибус Schneider Type Н, где водитель сидит над двигателем. С другой стороны стенда находится самосвал Laffly Type “O” грузоподъёмностью 5 тонн, имеющий особый механизм опрокидывания с лебедкой. Третий экспонат – это дорожный каток, оснащенный двухцилиндровым двигателем De Dion Bouton Model “EF16”, мощностью 10 л.с. и встроенной цистерной, наполненной водой, играющей роль охлаждающего агента при укладке асфальта…».

Автобус Schneider

Если честно, когда автор этих строк перевел текст из журнала Commercial Motor от октября 1921 года про стенд компании Laffly V.I.A., то практически сразу впал в состояние полного ступора. Для читателей, незнакомых с хитросплетениями «тёплых» отношений компаний Laffly V.I.A. и SOMUA я хочу объяснить следующее. Дело в том, что фирма Laffly V.I.A. осенью 1921 года при всём своём желании никак не могла представить на выставке в Лондоне автобус с совершенно непонятным названием Laffly-Schneider «темно-бордового цвета» и «…очень похожий на парижский омнибус Schneider Type H, где водитель сидит над двигателем…». Историки французского автопрома до сей поры спорят, какие именно типы автобусов, грузовиков и дорожно-коммунальной техники были разработаны в компании Laffly V.I.A., а какие на фирме SOMUA в период с 1919 по 1927 год, учитывая тот неоспоримый факт, что некоторые модели данных транспортных средств были похожи друг на друга как братья близнецы, с единственным различием – внешним видом логотипа. Автобус Schneider type Н образца 1916 года, на колесной базе 3150 мм, с четырехцилиндровым «родным» двигателем мощностью 35 л.с. выполненный в вагонной компоновке и имеющий назначение рейсового городского транспортного средства, действительно выпускался вплоть до 1926 года в компании SOMUA крупными сериями, а продавался в специально для этого созданной фирме CGO (Compagnie Generale des Omnibus). Однако почему же так был похож автобус-pullman от Laffly V.I.A., выставленный в октябре 1921 года на стенде № 72 на «маршрутник» Schneider type Н, произведенный на дочернем предприятии концерна Schneider et Cie (Schneider-Creusot) компании SOMUA? По моему личному мнению, подкрепленному тщательным анализом имеющихся фактов, компания SOMUA после Первой мировой войны амбициозно решила выйти со своей широкой номенклатурой продукции (автобусы, грузовики, мотоплуги и мотокультиваторы, трактора, бензино и дизель генераторы электрического тока) на международный рынок и пользуясь тем, что ее коммерческий партнер Laffly V.I.A. имеет собственный дилерский центр (Laffly&Co Ltd) в Лондоне. По этой причине, первая автомобильная выставка за пределами Франции, проводившаяся в Лондоне, была представлена как истинной продукцией от компании Laffly V.I.A. (дорожный каток, дорожно-коммунальная машина), так и двумя экспонатами от SOMUA: автобусом с компоновкой Pullman, выполненным в малоизвестном парижском кузовном ателье La Carrosserie Breteau Freres et Cie и пятитонном самосвалом Schneider Type C.G.O.

Пожарный автомобиль на шасси  Laffly Type LV

Безусловно, это была правильная тактика продвижения собственной продукции на внутреннем и международном авторынке, выбранная А. Лаффли по причине крайне сильной зависимости от государственных заказов. Как я понимаю, между руководством SOMUA и Laffly V.I.A. в самом начале совместной деятельности имел место быть самый обычный коммерческий сговор, где первая компания, активно расталкивая локтями конкурентов, расчищала тёплое место по государственные заказы для второй фирмы, а она, в свою очередь, продавала за рубеж не только родную продукцию, но и автомобили партнёра. Как показывает первичный анализ фотоизображений ранней продукции Laffly V.I.A. и SOMUA в их каталогах: шасси, двигатель, облицовка передка, крылья, компоновка кабины и пассажирского салона, а также многое другое в автобусах, пожарных автомобилях и грузовиках практически не отличались. К глубокому сожалению, автор не может более подробно остановиться на этой очень интересной теме сотрудничества Laffly V.I.A. и SOMUA, так как материал для полноценной книги, снабженной фотодокументами и архивными данными. По моему личному мнению, на стадии сотрудничества, как Laffly V.I.A. так и SOMUA всячески скрывали выпуск аналогичной продукции, но под разными брендами, возможно по причине участия в крупных госзаказах для муниципальных органов. Например, при уже изначальной завышенной цене тендера, из имеющихся трёх участников (Delahaye S.A., SOMUA, Laffly V.I.A.) по поставке для муниципалитетов региона Прованс-Альпы-Лазурный Берег пожарных автомобилей, два имеют сговор на понижение в конкурсной заявке и «заваливают» на конечном этапе конкурента, выставляя псевдо заниженную цену. По факту в выигрыше остаётся как Laffly V.I.A., так и SOMUA, выпускающие идентичную продукцию (пожарные автомобили на базе шасси Laffly Type LV или Type LC) и получающие одинаковую маржу при продаже. Чтобы не быть голословным, предлагаю читателям сравнить фотоизображение автобуса кабриолета Laffly Type LV и городского рейсового автобуса SOMUA Type MAT2, имеющих, вне всяких сомнений одно и тоже шасси, двигатель, оперение (к оперению грузового автомобиля относятся: облицовка радиатора, капот, боковины капота, крылья, брызговики, подножка. Оперение в сборе крепится к раме и кабине, а брызговики к грузовой платформе) и задние двухскатные колеса. Хочу обратить внимание читателей, что в архиве электронного британского журнала Commercial Motor сохранились сканы каталогов компании SOMUA, где изображены автобусы с разными типами кузова, в том числе «кабриолет», как две капли воды похожие на аналогичные Laffly Type LC. Тут необходимо подчеркнуть, что часть грузовых автомобилей, автобусов и специальных автомобилей (автоцистерны, фургоны ПАРМ и прочее) компания Laffly V.I.A., кроме своего завода в Аньер-сюр-Сене, из-за большого количества заказов, выпускала с февраля 1920 по январь 1927 года по обоюдному соглашению на заводе SOMUA, расположенном в Сент-Уэне (регион Иль-де-Франс, департамент Сен-Сен-Дени, 15 км от центра Парижа).

Рекламный постер Laffly

Судя по сохранившимся каталогам от SOMUA, ежегодно выставляемым на продаже в интернет-портале Delcampe, производство идентичной продукции (шасси Laffly Type LV и Type LC) продолжалось примерно до начала 1927 года, пока в компании Laffly V.I.A. не набрали необходимый технологический и производственный потенциал, для того чтобы отпочковаться от предприятия-смежника. При этом каждая фирма при «разводе» заняла свою производственную нишу: SOMUA более активно начала завоевывать послевоенный рынок армейской продукции вместе с куратором Schneider-Creusot et Cie и агрессивно вторгаться в нишу продаж сельскохозяйственной продукции, а Laffly V.I.A. расширила линейку грузовых автомобилей, автобусов, а также вложила серьезные финансовые средства для монополизации французского рынка продажи пожарных автомобилей. Прошу обратить внимание читателей, что в планах компании Laffly V.I.A. и ее создателя Александра Лаффли никогда не входило производство автобусов с кузовом типа «кабриолет», в отличие от конкурентов. Laffly V.I.A., которые чрезвычайно активно выпускали многочисленные версии туристических транспортных средств в сотрудничестве с известными и не очень кузовными ателье. Компания Laffly V.I.A. никогда не отказывала кузовным ателье в продаже шасси для создания оригинальных автобусов с разными типами пассажирского кузова и даже при возможности рекламировала данную продукцию, правильно считая, что надо продавать широкий ассортимент транспортных средств, в расчёте на постоянную прибыль. Заканчивая короткий рассказ про таинственное сотрудничество двух известных автокомпаний Франции, подчеркну, что SOMUA, судя по архивным данным, с 1924 года выпускала обширную линейку автобусов кабриолетов как в упрощенном туристическом варианте, так и в люксовом исполнении для отелей, в т.н. варианте Omnibus D’Hotel. Причём именно вариант автобуса Omnibus D’Hotel для перевозки постояльцев в отелях был наиболее массовым по выпуску и наиболее коммерчески выгодным. К сожалению, автор не может предоставить изображение этого весьма интересного транспортного средства по причине наличие авторских прав на фотографию, являющуюся фрагментом каталога фирмы SOMUA от 1926 года.

фото автобуса Laffly Type LV

С апреля 1924 года, компания Laffly V.I.A. с учетом потребностей внутреннего рынка, разработала новое 2,5 - тонное шасси, имеющее заводской индекс “L.V.” с разными типами кузова, для продажи фермерам и владельцам продуктовых магазинов, оснащенным двумя типами двигателей собственного производства, четырех- и, шестицилиндровым. Также существовала модификация Laffly Type L.V. выполненная в виде коммунальной машины-автоцистерны (грузоподъемность -2500 литров) с разными типами навесного плужно-щеточного оборудования и имеющая обозначение Laffly Type AV. Практически сразу Laffly V.I.A. начала крупносерийный выпуск на базе шасси Type L.V. автобусов с разными типами цельнометаллического и деревянно-металлического кузова, и самое главное, с новым четырехцилиндровым двигателем собственного производства, мощностью 42 л.с., созданного на базе лицензионного от компании Moteur Ballot S.A. Можно признать, что с этого момента компания Laffly S.A. фактически обрела собственное самостоятельное производство двигателей, которого, до Первой мировой войны не имела. Цех по сборке двигателей был размещен на уже имеющемся предприятии в Аньере-Сюр-Сене, и выдал первую продукцию в декабре 1922 года, а именно четырехцилиндровый мотор с рабочим объёмом 2031 cm³ и мощностью 52 л.с. В это же время был налажен выпуск шестицилиндрового двигателя, с рабочим объемом 3016 cm³ мощностью 58 л.с. Шасси Laffly Type L.V. в течение 3 лет выпускалось с разной длиной колесной базы, “L.V.-court” (3255 мм), а также “L.V. –long” (3850 мм). На него монтировались разнообразные типы бортового кузова (существовала и пользовалась хорошим спросом специальная версия бортового кузова для перевозки сена, силоса и овощей), в том числе была разработана специальная автобусная версия, имеющая зависимую рессорную подвеску и два варианта колесной базы. Существует версия, что для качественного выполнения заказов от транспортных компаний по разработке и установке пассажирских кузовов на шасси Type B, B2 и Type LV, компания Laffly V.I.A. на стыке 1919 и 1920 года привлекла парижскую кузовную фирму La Carrosserie Breteau Freres et Cie, которая до этого исправно выполняла небольшие профильные работы для SOMUA по автодизайну автобусов Schneider Type H. Сотрудничество Laffly V.I.A. и La Carrosserie Breteau Freres et Cie, судя по сохранившемся архивным документам, длилось недолго и в октябре 1921 года закончилось. С другой кузовной фирмой - La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie из южного парижского пригорода Монтруж (коммуна в департаменте О-де-Сейн и региона Иль-де-Франс, весьма плодотворно и долго оказывающей услуги крупным автогигантам Франции с начала 20-ого века, компания Laffly V.I.A. «познакомилась» в октябре 1919 года на первом послевоенном Международном Автомобильном салоне в Париже (Mondial de l'automobile de Paris). Кузовных ателье, работающих с автофирмами, выпускающими грузовые автомобили и автобусы, во Франции было немного, примерно 8-10, но и они были постоянно, с начала 20-х годов, завалены заказами по дизайну и зачастую радикальной переделке продукции Berliet S.A., Panhard et Levassor S.A., De Dion Bouton S.A., Rochet&Schneider S.A.

Постер кузовного ателье Lagache&Glaszmann

C середины 1920 года началось плодотворное сотрудничество Laffly V.I.A. и La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie, где последняя ставила на шасси самые разные конструкции пассажирских кузовов, разработанных в соответствие с требованиями транспортных компаний. На базе шасси компании Laffly V.I.A. La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie выпускала катафалки (Laffly Type A и Type B), автобусы для перевозки постояльцев в отелях (Laffly Type B, Type LV и Type LC), служебные автобусы для крупных предприятий (Laffly Type LC, Type LC2, Type GLA), так называемые «школьные» автобусы или Omnibus Scolaire (Laffly Type LC, Type VM) и автобусы кабриолеты (Laffly Type LV, Type LC, Type LC2 и Type GLA). Хочу обратить внимание еще раз на то обстоятельство, что фирма Laffly V.I.A. практически не контролировала процесс выпуска автобусов, построенных кузовными ателье на базе проданных шасси. Несмотря на это обстоятельство, Laffly V.I.A. уже с 1924 года уделяла весьма большое внимание к созданию своих современных, комфортабельных автобусов с цельнометаллическими кузовами, так как практически все выпущенные экземпляры по линии госзакупок Военного министерства и Министерства колоний Франции, распределялись по колониям Северной (ANF), Западной (AOF) и Экваториальной (AEF) Африки. Можно сказать, что компания Laffly V.I.A. наряду с дорожно-коммунальной техникой, с 1924 года прочно и надолго вошла во французский автопром, заявив о себе как самостоятельной фирме, имеющей полноценную, современную линейку серийных грузовиков, автобусов и пожарных автомобилей. Вполне допускаю, что именно с шасси Laffly Type LV и началось триумфальное шествие данной автокомпании по странам Европы, где были открыты многочисленные дилерские центры по продаже как готовых автомобилей, так и машинокомплектов (машинокомплект представляет собой автомобиль, который разобран полностью по запчастям, при этом все входящие в него детали являются исправными и могут использоваться для дальнейшей эксплуатации.

Рекламный постер компании SOMUA Они перед демонтажом транспортного средства тщательно проверяются специалистами на работоспособность. Все запчасти, которые входят в машинокомплект, снимаются исключительно с одного транспортного средства, что обеспечивает их полную совместимость). Вот, например, что пишет британский журнал Commercial Motor в своей статье “The latest 2,5-ton Laffly chassis L.V.” от 24 ноября 1925 года (стр11-13): «…Мы наконец-то расскажем вам о новой универсальной модели компании Laffly, которая была разработана как для доставки различных грузов, так и как автобус для перевозки 24 пассажиров. На фирме Laffly (England) Co., Ltd данное шасси, стоящее 475 фунтов стерлингов могут оснастить как правым, так и левым рулевым управлением. Особо хочется подчеркнуть то, что шасси имеет только три размера болтов и гаек, применяющихся при сборке, что значительно упрощает эксплуатацию автомобиля. На шасси стоят передние односкатные и задние двухскатные шины Type 855 ram производства французской фирмы Michelin с типоразмером (ширина профиля) 155 мм…». Как мы уже поняли, к концу 1925 года, компания Laffly V.I.A. была готова поставлять в Великобританию кроме всей остальной продукции, новое 2,5-тонное шасси Laffly Type LV с установкой на фирме дилере фургона, цистерны, бортового кузова и пассажирского кузова, рассчитанного на перевозку 24-х пассажиров. Возможно владельцы транспортных компаний Великобритании активно покупали шасси Laffly Type LV и ставили на него в кузовных мастерских различной конструкции пассажирские кузова типа «кабриолет». Однако, в настоящее время подлинных фотоизображений данных транспортных средств не обнаружено.