Автобус кабриолет Laffly Type LV

Вполне допускаю, что нетерпеливые читатели меня спросят, а есть ли примеры использования автобуса кабриолета Laffly Type LV в транспортных компаниях Франции и других стран? Конечно же, есть и немало. Для начала я дополню информацию по производимым автобусам кабриолетам кузовными ателье SICAL и La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie. Дело в том, что шасси Laffly Type L.V. в течение 4 лет выпускалось с разной длиной колесной базы, “L.V.-court” (3255 мм), а также “L.V. –long” (3850 мм). В кузовных предприятиях Франции (т.н. «кузовных ателье») на него монтировались пассажирские кузова закрытого и открытого типа на 15-17 человек (на шасси “LV-Court” с четырехцилиндровым двигателем мощностью 52 л.с.) и 24-местные (на шасси “LV-Long” с шестицилиндровым двигателем мощностью 58 л.с.).

Зачастую заказчик, то бишь транспортная компания, например La société TRANSPORTS DANIEL MEYER из Парижа, чётко обозначала кузовному ателье параметры транспортного средства, которое она желает приобрести, а именно: производитель шасси, тип пассажирского кузова, компоновка в салоне, уровень комфорта, количество и емкость бензобаков, наличие подвесного багажника, тип и производитель резиновых шин, цвет транспортного средства и наличие прожектора у места водителя (прожектором оснащались автобусы кабриолеты, эксплуатируемые в горах по причине наличие сильных туманов и плохой освещенности серпантина). Наиболее известным фактом массового использования автобусов кабриолетов на базе шасси Laffly Type LV, выполненных в кузовном ателье SICAL (Société Industrielle de Carrosserie Automobile de Levallois-Perret), находящемся в те годы в парижском пригороде Леваллуа-Перре (сейчас это город и коммуна во французском департаменте О-де-Сен, округ Нантер, административный центр двух кантонов, находится на северо-западной границе Парижа, в 6,4 км от его центра и связан с ним метро) и эксплуатирующемся в транспортной компании Lа Montee de l”Autobus du Vivarais из города Арлебоск. Я вполне допускаю, что небольшое отступление от автомобильной темы в сторону истории и географии Франции не вызовет у читателя явного возмущения. Начну с того, что транспортная компания Lа Montee de l’Autobus du Vivarais (последнее слово - Vivarais обозначает находящуюся в юго-восточной части Франции небольшую историческая область, ныне входящую в состав департамента Ардеш, центр области — город Вивье), организованная в 1910 году Антуаном Фредериком Геродом (Antoine-Frédéric Heraud) из маленького городка Арлебоск (находится в 6 км от г. Прива, являющегося административным центром департамента Ардеш, региона Рона-Альпы).

Гора Жербе-де-Жонк

Занимавшись ранее доставкой гужевым транспортом туристов (представьте себе и тогда, в начале 20-ого века тоже были вездесущие туристы!) из Лиона до Привы (до сих пор столица департамента Ардеш – город Прива не имеет железнодорожного сообщения административным центром Рона-Альпы Лионом), А-Ф. Герод, на заре 20-ого века, пришел к выводу, что можно сменить лошадей на автомобильный транспорт. Основной доход А-Ф. Герода заключался в перевозке сезонных туристов (начиная с апреля и до октября) к культовому месту департамента Ардеш горе Монт Жербье -де -Жонк, являющуюся частью горного массива Южные Севенны (Севенны - горы в южной части Франции, к западу от реки Роны, простираются на протяжении 500 км с Ю-З на С-В, начинаясь от долины Кастельнедари, через которую протекает Южный канал, и достигая впадины Лонпандю, прорезываемой Центральным каналом. С. образуют водораздел pp. Атлантического океана и Средиземного моря). Вот что пишет о горе Жербье-де-Жонк писатель Грэм Робб в своей книге "Открытие Франции. Увлекательное путешествие длиной 20 000 километров по сокровенным уголкам самой интересной страны мира"

«…Однажды летом, в начале 1740-х годов, в последний день своей жизни молодой парижанин стал первым современным картографом, который увидел гору под названием Жербье-де-Жонк , что значит «Скирда камыша». Этот странный и загадочный, словно из потустороннего мира, чёрный от базальтовых пород вулканический конус возвышается над пастбищами и оврагами в центре голой равнины на 1551 метр, которую продувает холодный северный ветер, по-местному «бюрль». Он стоит на расстоянии 350 миль от Парижа, в точке, которая на карте диаметрально противоположна столице, на водоразделе, служащем границей между бассейнами Атлантического океана и Средиземного моря. С западного склона этой горы , из-под деревянной колоды – из нее когда-то пили животные – начинает свой путь длиной 640 миль река Луара. Она течет на север, потом описывает широкую дугу и поворачивает на запад. Пройдя по побережью Турени, там, где в прилив оно бывает залито морем, эта река добирается до границ Бретани и впадает в Атлантический океан. На расстоянии 30 миль к востоку другая река, хлопотливая Рона, несла пассажиров и грузы к средиземноморским портам; но парижанину пришлось бы идти к ней больше трех дней через почти безлюдные места, сквозь путаницу древних лавовых потоков и узких ущелий…»

Laffly Type LV- Long

А-Ф. Герод на сколоченный ранее капитал и взятую ссуду в банке Crédit Lyonnais основал транспортную фирму Lа Montee de l’Autobus du Vivarais, затем купил в начале 1911 года два восьмиместных автомобиля De Dion Bouton Type AL, которые по современной терминологии можно было бы назвать микроавтобусом и с весны того же года стал возить респектабельных парижан и лионцев на осмотр чёрной от базальтовых глыб горы Жербье-де-Жонк. В 1926 году, сын и наследник А.Ф. Герода, Мариус Герод, решил сменить парк из девяти автобусов кабриолетов Berliet Type CBA, выполненных в кузовном ателье Carrosserie A. Chaussende из г. Лиона, на 24-местные Laffly Type LV (Long), построенные в SICAL (Société Industrielle de Carrosserie Automobile de Levallois-Perret). С этого момента компания Lа Montee de l’Autobus du Vivarais (последнее слово - Vivarais стала монополистом в департаменте Ардеш в перевозках от Лиона до горы Жербье-де-Жонк и истоку реки Луары. Удивительно, но факт. Девять автобусов Laffly Type LV эксплуатировались на линии Лион-Прива-Роанн-Жербье-де-Жонк в течение 17 лет (!) до 1943 года, пока их не реквизировала немецкая оккупационная администрация на Восточный фронт. После освобождения Парижа в 1944 году, Lа Montee de l’Autobus du Vivarais продолжила свой транспортный бизнес, закупив 6 автобусов Citroёn Type 45 (Long) и существует как крупное автопредприятие вплоть до настоящего времени. Обращу внимание читателей, что компания Laffly V.I.A. с 1925 года в небольших количествах продавала автобусы Laffly Type LV на стандартной и длиной колесной базе с классической вагонной компоновкой и отоплением от коллектора двигателя транспортным предприятиям Юга Франции, но назвать их точное количество невозможно из-за полного отсутствия подлинных архивных документов в открытом доступе. Кроме всего прочего, автобусы Laffly Type LV производились компанией Laffly V.I.A. для муниципальных органов в компоновке городских рейсовых транспортных средств. Есть данные по эксплуатации рейсовых автобусов Laffly Type LV в Дижоне, Довиле, Орлеане и пригородах Парижа с середины 20-х по середину 30-х годов прошлого века.

автобус De Dion Bouton Type AL

Особое место занимает эксплуатация автобусов кабриолетов Laffly Type LV при перевозке паломников в Cанктуарий Нотр-Дам де Лурд города Лурд и его окрестности, например гроты (пещеры) Бетарам транспортной компанией Grand Garage A. Peyrucq. По-моему глубокому убеждению, эта компания была фактически единственной в г. Лурд, которая использовала автобусы кабриолеты на шасси Laffly Type LV, выпущенные в кузовном ателье La Carrosserie Lagache&Glaszmann. Транспортная компания Grand Garage A. Peyrucq из города Лурд, состоящая всего из 11 автобусов к 1932 году, в 1927 году решила обновить свой автопарк и добавить к уже 5 единицам имеющихся Latil Type B шесть Laffly Type LV (3 на короткой базе и 3 на длинной), заказанных в кузовном ателье Lagache&Glaszmann et Cie.

Автобус с  пассажирским кузовом от  La Carrosserie Di Rosa et Pastre

Сохранились почтовые карточки с изображением данного автобуса транспортной компании Grand Garage A. Peyrucq, но подробности эксплуатации Laffly Type LV с 1927 года остаются неизвестными. Отмечу, что La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie создавала оригинальные автобусы кабриолеты на базе шасси Laffly Type LV для сети отелей Ниццы, Монте-Карло и Ментона, но фотографии этого интересного транспортного средства, автор, к сожалению, найти не смог. Существует версия, что кузовная фирма La Carrosserie Lagache&Glaszmann et Cie по договору собирала закрытые автобусы на 15-17 мест Laffly Type LV в варианте Omnibus D’Hotel для перевозки постояльцев в отелях Парижа и его пригородах, но, к глубокому сожалению, фотодокументов на этот счёт не сохранилось. Между тем, помимо массового выпуска сугубо коммунальных автомобилей, компании Laffly S.A. и SOMUA с середины 1923 года начали совместное производство полноценной линейки автомобилей на базе нового шасси Type “LV”, грузоподъёмностью 2,5 тонн с разной колесной базой и типами бензиновых двигателей. Тут стоит обратить внимание на весьма примечательный факт: компания Laffly S.A. только выпускала шасси Type “LV”, а фирма SOMUA ставила на них разные типы кузова, согласно требованиям заказчиков. Кроме компании SOMUA на шасси выпускаемых фирмой Laffly S.A. ставили оригинальные типы пассажирских кузовов многочисленные автомастерские и кузовные ателье, выполняющие заказы транспортных компаний. По этой причине, на архивных фото часто можно обнаружить автобус с надписью LAFFLY на радиаторной решетке и шильдике на капотной боковине, но из «родного» в этом автомобиле зачастую было только шасси с двигателем, а пассажирский кузов монтировался на предприятии, которое своё авторство в изготовлении этого транспортного средства никак не обозначала.