Laffly Type VM2

Одним из самых загадочных автобусов кабриолетов компании Laffly S.A. стал 3-тонный Laffly Type “VM”, оснащенный «родным» четырехцилиндровым бензиновым двигателем “М6”, мощностью 62 л.с. и двумя вариантами колесной базы (VM-Court 3350 мм и VM-Long 3850 мм), хорошо известный знатокам пожарных автомобилей и построенный на базе одноименного шасси, которое широко использовалось для установки многочисленных видов кузова, в том числе и цистерн для вина, пива, молока и ГСМ-продуктов. Весьма примечательно, что эта модель (пожарный фургон на базе шасси Laffly Type VM2) компании Laffly V.I.A. существует в настоящее время и является постоянным участником всевозможных старинных автосалонов в Европе. Британский журнал Commercial Motor в своей статье-анонсе “The Latest in Gully Emptiers” от 26 февраля 1926 года рассказал следующее: «…представляем подробную информацию о новой ассенизационной (в английском варианте Gully Emptiers) машине компании Laffly имеющей две цистерны (одна для закачивания сточных вод, а другая – малая для смыва), уже эксплуатирующейся в Королевском районе Кенсингтон (Кенсингтон— район в составе административного округа Кенсингтон и Челси, занимающий западную часть центрального Лондона – Прим. автора), и по нашему мнению являющейся лучшим представителем класса данных автомобилей в Европе. Эта модель трёхтонного шасси Laffly Type VM с двигателем в 62 л.с. имеет множество новшеств, по сравнению с предыдущей конструкцией, в частности цистерна с насосами очень удачно распределена по несущей раме, а также значительно упрощена система управления забора и смыва сточных во одним оператором….». Как читатель уже понял, шасси Laffly Type VM стало изначально использоваться для установки многочисленных вариантов цистерн и фургонов, но выпускались ли автобусы компанией Laffly V.I.A. на его базе – неизвестно. Более того, не сохранились или не опубликованы официальные фотографии автобусов классической компоновки, на базе Laffly Type VM и выпущенные на заводе в Аньер-сюр-Сене. А существовали ли автобусы кабриолеты на базе шасси Laffly Type VM? Я, приложив титанические усилия по поиску изображений этого автобуса, несмотря на сложность данной задачи, всё-таки нашел только три (!) изображения данного транспортного средства в разных ракурсах. Как и можно было предположить, этот 20-22-местный автобус кабриолет на базе Laffly Type VM принадлежал транспортной компании из города Лурда под прозаическим названием Lourdes Auto-Cars.

Laffly Type VM образца 1925 года

Какое именно кузовное ателье выполнило этот заказ на постройку, между прочим, вполне комфортабельного автобуса кабриолета с колесной базой VM-Long (3850 мм), выполненного с архаичной компоновкой Charabanc (справа и слева каждого ряда сидений расположены двери) и с новым типом крыльев. Видимо, «родные» крылья на шасси от Laffly V.I.A. мешали установке пассажирского кузова, и их пришлось демонтировать. Я предполагаю, что данный автобус от транспортной компании Lourdes Auto-Cars «родился» в кузовном ателье при достаточно необычных условиях. Возможно, что пожарный автомобиль или автоцистерна для сбора канализационных стоков на базе Laffly Type VM была изначально куплена муниципалитетом г. Тарб (административный центр департамента Верхние Пиренеи, расположен чуть севернее Лурда и испанской границы) для выполнения своих непосредственных обязанностей. Потом автомобиль попал в аварию, его списали и выставили на торги, где Laffly Type VM приобрело за гроши небольшое кузовное ателье и, демонтировав старый кузов промышленного назначения, поставило пассажирский, в варианте «кабриолет». В дальнейшем автобус за сносную цену купила транспортная фирма Lourdes Auto-Cars, которая его эксплуатировала на маршруте г. Тарб (железнодорожный вокзал) – г. Лурд (Cанктуарий Нотр-Дам-де-Лурд) – д. Сент-Пе-де-Бигор (гроты Бетаррам) до состояния «убитого» автохлама.

На базе шасси трёхтонника Laffly Type VM

Исследовав тонны архивных фотографий, а также многократно консультируясь у специалиста по истории автопрома Франции и в том числе культового художника Франсуа Ванарэ, занимающегося созданием цветных постеров с изображением старинных автомобилей, автор так и не смог разобраться до конца с историей создания и эксплуатации автобусов Laffly Type VM. Тем не менее, я узнал у Ф. Ванарэ следующее. Кузовное ателье La Carrosserie Di Rosa et Pastre из Сен-Дени (пригород Парижа, находится от него в 9 км), по договору с Laffly S.A., с марта 1924 года начала выпускать на базе шасси Laffly Type VM и колесной базой VM-Court (3350 мм) три типа автобусов: маршрутное такси на 20 пассажиров, автомобиль для перевозки постояльцев (т.н. Omnibus D’Hotel) в отелях на 18-20 пассажиров и кабриолет с длинной колесной базой (3850 мм), рассчитанный на 22 пассажирских места. Сколько точно было выпущено этих автобусов La Carrosserie Di Rosa et Pastre и, в течение какого времени они производились, осталось за кадром данной запутанной истории. Официальных данных по этой статистике – не существует.

Laffly Type VM

Всего, по личному мнению Ф. Ванарэ, кузовное ателье La Carrosserie Di Rosa et Pastre выпустило за 1,5 года не более 30-40 единиц всех типов автобусов на базе шасси Laffly Type VM. По его же мнению, основная причина выпуска такого малого количества автобусов – это весьма серьезная конкуренцию на внутреннем рынке. И я думаю, что он во многом прав. Несмотря на вполне закрытую статистику по малым и средним кузовным ателье, выпускающих автобусы кабриолеты в больших количествах, многие автокомпании Франции совершенно официально до июня 1940 года публиковали свои данные по производству разных видов транспортных средств. Несмотря на обилие документов по деятельности Berliet S.A., Renault S.A., Chenard&Walker S.A. до сентября 1939 года, и особенно Citroёn S.A., аутентичных архивных данных по компании Laffly S.E. (стала называться Société des établissements Laffly с 1928 года) в настоящее время сохранилось крайне мало. Как это не странно, но в основном все данные по выпуску автомобилей Laffly S.E. сосредоточены в архиве британского журнала Commercial Motor. Вот, например, какие любопытные факты приводит журнал Commercial Motor в своём архивном выпуске за 1927 год, в заметке «Honours for a Laffly Coach» («Вся правда об автобусе фирмы Laffly»), утверждая, что продажи автобусов, грузовиков и тракторов в Англии французской компании Laffly выросли за последние 2 года (с 1925 по 1927 год) в 3,7 раз.

Шасси Laffly Type LV

Тут стоит добавить, что продукция Laffly V.I.A.. после Первой мировой войны нашла широкое распространение в Бельгии, Нидерландах (коммунальные, дорожные машины и пожарные автомобили), Испании (все типы автобусов), Болгарии и Румынии (грузовики и автобусы), практически все колониальные владения Франции в Индокитае и Африке (грузовики, автоцистерны, автобусы). Ко всему прочему добавлю, что каждый военный аэродром, т.е. воинская часть, должна иметь по штату 1-3 пожарные машины. Во Франции Военное министерство не экономило на ВВС и постоянно обновляло парк пожарных автомобилей. Пожарные автомобили, числящиеся в штате ВВС Франции и обслуживающие военные аэродромы в метрополии и за ее пределами до сентября 1939 года были в основном двух компаний – это Delahaye S.A. и Laffly S.Е. По всем вышеназванным причинам мы видим, что А. Лаффли уже с середины 20-х годов прошлого века не ходил с протянутой рукой по улицам Парижа, а прочно и бескомпромиссно занял со своей компанией определенную нишу на автомобильном рынке Франции и за ее границами.

Автобус Laffly Type  LV Автобус Laffly Type LV c надписью «Стокгольм-Монте-Карло» чрезвычайно сильно может озадачить любого человека, мало-мальски знакомого с географией. На самом деле это фото с проводимого ралли Стокгольм-Париж, где данный автомобиль занял 8-ое место. Фото 1927 года