Автобус кабриолет на шасси Laffly Type LV  транспортной компании Grand Garage A

Часто возникает вопрос, а сколько же автобусов с 1921 года в процентном отношении выпускала компания Laffly S.A. на своём заводе в Аньере-сюр-Сене по сентябрь 1939 года? Обращу внимание читателей, что с июня 1935 года, компания Société des établissements Laffly (так стала называться с 15 октября 1928 года) вообще перестала выпускать автобусы, но кузовные ателье La Carosserie Henri Chapron и SICAL (Société Industrielle de Carrosserie de Levallois) периодически закупали шасси серий “LV”, “LC” и “BC” для установки на них пассажирских кузовов закрытого типа, в основном с компоновкой Pullman. По достаточной правдивой информации журнала Commercial Motor, фирма Laffly S.Е. производила по кооперации с компанией SOMUA с февраля 1922 по январь 1928 года не более 120-130 автобусов всех типов в год. Причем, это выпущенное количество, как правило, всё шло на экспорт, а на территории Франции оставалось не более 10-15% от всех выпущенных автобусов и именно этот факт объясняет то, что найти в свободном доступе хорошего качества фотографию пассажирского транспортного средства компании Laffly S.Е. практически невозможно. Существует также устойчивая версия, что компания Laffly S.Е. с 1926 года стала производить штабные версии 20-местных автобусов в с кузовом типа «кабриолет» на базе шасси Laffly Type LC для Военного министерства Франции, которое отправляло их на судах в колонии, расположенные в Северной и Экваториальной Африке. По этой причине, к уже выпускаемым ежегодно 120-130 автобусам, можно смело добавить 35- 38 единиц штабных армейских автобусов с предельно упрощенным кузовом в варианте «кабриолет», выпускаемых Laffly S.Е. для нужд Иностранного легиона до начала 1933 года. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что фирма Laffly S.Е. практически не работала с 1926 по 1935 год на внутренний французский рынок, производя автобусы для колоний по госзаказу и требованиям зарубежных дилерских центров (в виде машинокомплектов) в том количестве, которое принято считать достаточно большим.

Грузовик Laffly Type L.С.

Тут необходимо заметить, что во Франции до лета 1940 года существовало около 50 мелких, средних и крупных кузовных ателье, денно и нощно выпускающих из серийных шасси оригинальные версии легковых автомобилей, фургонов, пикапов и автобусов, которые успешно эксплуатировались и имели на облицовке капота логотип Rochett&Schneider, Renault, Berliet, Cottin&Desgouttes, Laffly, De Dion Bouton, Delahaye, UNIC, Latil и других крупных автомобилестроительных компаний, продающих в неограниченном количестве свою продукцию и подчас не знающих, что на ее базе создают внесерийные транспортные средства. Фирма Laffly S.Е. тоже с 1920 года не брезговала продавать в любом количестве серийные шасси кузовным ателье, которые на базе конструкций, грузоподъёмностью 1,0-5 тонн, создавали рекламные автомобили, автобусы кабриолеты, т.н. «школьные» автобусы, катафалки, массивные фургоны для передвижных магазинов и цирков. Из-за всех этих нюансов, сказать абсолютно точно, сколько всего было построено автобусов компанией Laffly S.A. и сколько было произведено кузовными ателье Франции с 1920 по 1940 год – просто не представляется возможным.

Анри Шапрон

Одной из главной вехой в истории развития автобусов кабриолетов фирмы Laffly V.I.A.., стало ее сотрудничество с культовым кузовным ателье La Carosserie Henri Chapron, принесшее большие плоды в виде оригинальных автомобилей, известных в настоящее время только по сохранившимся фотографиям. Что же это собой представляло одно из многих кузовных ателье Франции под названием La Carrosserie Henri Chapron? Фирма La Carrosserie Henri Chapron (иногда сокращают до – H. Chapron Carrosserie) обязана своим названием величайшему мастеру, виртуозу, конструктору - дизайнеру по созданию автомобильных кузовов Анри Шапрону. Родился А. Шапрон 30.12.1886 года в местечке Шато де Серсе, недалеко от города Нуан-лё-Фюзелье, находящимся в 42 км от Орлеана (город и коммуна во Франции, административный центр департамента Луаре и Центрального региона. Главный город исторической области Орлеане, расположен в 130 км к юго-западу от Парижа). Главным увлечением маленького Анри Шапрона было создание из подручных материалов моделей паровозов и карет, которые становились ему лучшими игрушками. По причине бедности, в 1899 году, А. Шапрону пришлось покинуть школу и пойти работать подмастерьем к шорнику, который, ко всему прочему, занимался обивкой кожей сидений карет. В начале 1900 года, А. Шапрон, решив, что он может найти лучшую долю поехал в Орлеан, где устроился в каретную мастерскую, быстро став наиболее способным мастером по изготовлению и ремонту кузова конных колесных экипажей. В 1912 году А. Шапрон перебрался в Париж, где помимо производства на заказ карет, начал сотрудничать с фирмами Delahaye S.A и De Dion Bouton S.A, однако в октябре 1914 года его призвали в армию, где он в тылу занимается ремонтом автомобилей. Демобилизовавшись из французской армии в ноябре 1918 года, А. Шапрон начинает усиленно искать средства для организации собственного дела, и только удачная женитьба на дочери крупного владельца магазинов Берте Амели Жозефине Гобервилль в феврале 1919 года помогает встать ему на ноги. Кузовное ателье А. Шапрона, расположенное в Нёйи́-сюр-Сен ( коммуна в департаменте О-де-Сен, на юге примыкающая к Булонскому лесу — западной окраине Парижа) с апреля 1919 года активно начинает выполнять заказы многочисленных жителей Парижа и его пригородов по установке разного типа кузова на американские автомобили Ford Model T, доставленные для нужд войск Антанты во время Первой мировой войны и распродававшиеся Военном министерством Франции по бросовой цене. К началу 1921 года только ленивый в Париже не знал, где можно за небольшие деньги «реанимировать» купленный на военном складе Ford Model T и La Carrosserie Henri Chapron постепенно превратилось из небольшого кустарного предприятия в завод, способный производить в месяц до 100-120 единиц автомобилей. Весной 1921 года, как вспоминал сам А. Шапрон, к нему обратился А. Лаффли с просьбой помочь в разработке линейки специальных 10-12 – местных автобусов класса «люкс» для отеля Hotel de Crillon (один из старейших фешенебельных отелей Парижа, открыт с 1909 года и расположен на Елисейских полях), так как компания De Dion Bouton S.A. заломила бешеную цену и руководство отеля решило обойтись «малой кровью», связавшись с Laffly V.I.A. Несмотря на грандиозные усилия Laffly V.I.A., La Carrosserie H.Chapron, все 15 автобусов Laffly Type B “Omnibus D’Hotel lux” отель Hotel de Crillon не выкупил, заплатив неустойку, а автомобили реализовали в Будапешт по сходной цене, к большой радости компаньонов. В дальнейшем, фирма А. Шапрона продолжала выпускать на базе шасси Laffly Type B автобусы, в том числе и с кузовом типа «кабриолет», причём выступая в данном случае как самостоятельный продавец, а не как посредник между Laffly V.I.A.. и транспортными автокомпаниями.

Автобус кабриолет Laffly Type LC2

С декабря 1923 года, компания La Carrosserie H. Chapron переезжает в новое помещение, построенное по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля в пригород Парижа под названием Леваллуа-Перре (город и коммуна во французском департаменте О-де-Сен, округ Нантер, административный центр двух кантонов. Леваллуа-Перре находится на северо-западной границе Парижа). Примерно с этого момента, отношения компании Laffly V.I.A.. и Анри Шапрона перешли в более тесные. С конца 1926 года, La Carrosserie H. Chapron выпускает на базе нового шасси Laffly Type LV и модифицированного Type В2 с базой “B2-court” автобусы с разными типами кузова, а также катафалки, пользующиеся во Франции бешенным спросом.

Судя по сохранившимся фотоизображениям, автобус кабриолет Laffly Type В2 с базой “B2-court” транспортной компании Garage Royal, выпускался фирмой А. Шапрона без особых изысков, с архаичной компоновкой типа Charabanc, предусматривающей обязательное наличие дверей по обе стороны кузова, расположенных напротив ряда кресел, что уже в середине 20-х годов стало явным анахронизмом из 19-века. Тем не менее, данный факт сотрудничества в биографии А. Шапрона и его фирмы La Carrosserie H. Chapron с Laffly V.I.A. существует, хотя и замалчивается, вполне возможно по причине малого количества автобусов, произведенных известным кузовным ателье. По предварительным оценкам, общее количество автобусов кабриолетов, выпущенных La Carosserie H, Chapron на базе шасси Type B2 и Type LV не превышало 70 единиц. Согласитесь – это мизерное количество, чтобы говорить о том, что автобусы Laffly V.I.A.. могли конкурировать с продукцией таких мастодонтов автопрома как Renault S.A., Delahaye S.A., UNIC S.A., Panhard et Levassor S. A. и Berliet S.A. Замечу, что на компания Laffly S.A. в дальнейшем уже не обращалась к Анри Шапрону с просьбами о совместном сотрудничестве, т.к. по свидетельству историков автопрома Франции, научно-промышленный потенциал двух заводов Александра Лаффли позволял обойтись без кузовных ателье в деле выпуска современных моделей автобусов.

Автобус кабриолет Laffly Type LC с кузовом от SICAL

Заканчивая свой короткий рассказ про деятельность кузовного ателье Анри Шапрона, добавлю к вышесказанному, что La Carrosserie H. Chapron в 1927 году имея на своём заводе в Леваллуа-Перре 350 человек персонала, выпускала 3-4 автомобиля в день, и свою деятельность не прекращала вплоть до оккупации немцами Парижа в 1940 году. Любопытно, но с 1927 года, La Carrosserie H. Chapron более не утомляла себя работой по дизайну автобусов, предпочитая работать в сегменте люксовых брендов дорогих автомобилей Delahaye S.A., Panhard et Levassor S.A., Delage S.A. и Mathis S.A. Впрочем, вернемся к компании Laffly V.I.A.