Автобус Laffly Type LC с компоновкой типа Pullman

К концу 1926 года относится выход серийного образца грузового трёхтонного автомобиля Laffly Type LC, оснащенного новым четырехцилиндровым двигателем с рабочим объёмом 3230 куб.см., мощностью 75 л.с., имеющего 2 типа колесной базы: “LC-court”- 3550 мм и “LC-Long” – 3850 мм. Историки французского автомобилестроения считают данный автомобиль наиболее удачным из всех типов, построенных в период с 1915 по 1952 год в компании Laffly V.I.A. Тут уместно обратить внимание читателей на тот факт, что шасси Laffly Type LC (часто в исторических монографиях эту модель пишут с заводским индексом Laffly Type L.C. , где последние буквы обозначаются через точку, и это на самом деле правильно, так как в каталогах Laffly V.I.A.. эта модель указана именно таким образом) стала наиболее востребована за территорией континентальной Франции, как в её колониях, так и в Европе. Фактически всё произведенное шасси Laffly Type L.C. уходило на экспорт как машинокомплект, так и в собранном, уже готовом к эксплуатации виде. В колонии, например, остров Магадаскар, автомобили компании Laffly V.I.A.. завозились на судах в полном и уже готовом к эксплуатации состоянии (даже были залиты баки бензином и грузовики с автобусами съезжали с судна на территорию порта своим ходом), а в Бельгию, Великобританию, Румынию, Польшу и Югославию, шасси грузовиков и специальные автобусные шасси продавались машинокомплектами в огромных деревянных ящиках. На месте, то есть на базе местного дилерского центра компании Laffly V.I.A. шасси собирали и на него ставили кузов в зависимости от желания покупателя. Существует малоизвестный факт неудачных переговоров о постройке завода компании Laffly S.E.на территории Польши. До лета 1932 года, частные лица и правительство Польши рассматривали вопрос о размещении и запуске в предместье Варшавы завода – филиала компании Laffly S.E., для выпуска линейки 2,5-5-тонных грузовиков, но затем по непонятным причинам охладели к французским партнерам и в результате связалось с итальянским концерном Societa Anonima Fabbrica Italians di Automobili Torino, известным по аббревиатуре FIAT, в результате чего подписали с ним договор о совместной деятельности 21 сентября 1932 года. Как свидетельствуют документы, правительство Польши настаивало на производстве грузовиков фирмы Laffly S.E. из агрегатов и деталей собственного изготовления от компаний-смежников на основе чертежей и технологической оснастки французских партнеров, а не их тотального импорта из-за границы, что, конечно, резко снижало зависимость филиала от куратора в Аньер-сюр-Сене. Но А. Лаффли такой вариант сотрудничества категорически не устроил.

городской  автобус Laffly Type LC

Для интересующихся тематикой грузовых автомобилей фирмы Laffly S.A. от себя добавлю, что в статью её экспорта с 1927 года входили 2,5-тонное многофункциональное шасси Laffly Type LС, оснащенное новым четырехцилиндровым двигателем с рабочим объёмом 3230 куб.см., мощностью 78 л.с., и имеющее 2 типа колесной базы: “LC-court”- 3550 мм и “LC-Long” – 3850 мм. Продавались компанией Laffly V.I.A. с начала 1927 года и автобусы на базе шасси Laffly Type LV и Type LC в Великобританию. Бельгию, Польшу, Норвегию, Грецию и Турцию, где были открыты её дилерские центры по обслуживанию этих автомобилей. На шоссе автобус на базе Laffly Type LC при полном салоне пассажиров (в зависимости от компоновки, от 20 до 28 человек) мог достигать скорости 70 км/час, что по тем временам считалось неплохим результатом. Есть данные о долгом сотрудничестве компании Laffly V.I.A. с 1926 по 1948 год с Португалией, где был открыт дилерский центр по продаже грузовиков, дорожно-подметальных машин и автобусов для муниципальных учреждений. В 2006 году в Испании вышла малоизвестная в России книга Ричарда Фернандеса (Ricard Fernandez) “100 años de autobuses en Barcelona”(100 лет автобусу в Барселоне) в которой он чрезвычайно подробно рассказал об эксплуатации автобусов французских, германских и британских производителей, и частности компании Laffly S.E. в Барселоне. Вот что он пишет. Летом 1928 года, между Laffly V.I.A. и государственной транспортной компанией из Барселоны (Испания) Companyia General d'Autobusos (CGA) было заключено соглашения на поставку 42 автобусов Laffly Type LС (серия 201-244), двух 3-х тонных Laffly Type VM2 (серия 261-262) и девяти единиц 3,8-тонных, на 35 мест Laffly Type LC2 (серия 251-260) для перевозки населения в столице Каталонии и ее пригородах.

Автобус Laffly Type VM2

В дальнейшем, с 1929 года, компанией Companyia General d'Autobusos (CGA) было закуплено ещё 6 автобусов Laffly Type LC2 с бензиновым двигателем мощностью 80 л.с., колесной базой 4350 мм и правой передней входной дверью, рассчитанные на перевозку 35 пассажиров на городских маршрутах. Кроме городских рейсовых автобусов, компания CGA в марте 1929 года закупила 5 автобусов кабриолетов Laffly Type LC2 с удлиненной базой в т.н. «туристическом» варианте компоновки, с левым прожектором, багажником над задним бампером, надстройкой в виде боковых окон с сдвигающимися назад стеклами для обслуживания Всемирной выставки (Exposició Internacional de Barcelona) проводилась в Барселоне с 20 мая 1929 по 15 января 1930 года. Также через месяц были приобретены еще пять 30-местных автобусов Laffly Type LC2 с удлиненной колесной базой 4350 мм в варианте Omnibus d’hotel coupe с компоновкой кузова coupe de –ville (с надстройкой в задней части кузова, рассчитанной на перевозку 18-20 человек и даже отоплением в ней!). Совет по туризму при муниципалитете Барселоны и СGA договорились создать две маршрутных линии для Всемирной выставки, которые будут обслуживать десять автобусов Laffly Type LC2 в компоновке coupe de –ville и «кабриолет». Я предполагаю, что заказ от Companyia General d'Autobusos (CGA) для компании Société des établissements Laffly (сменила своё название с осени 1928 года) стал весьма престижным, так как фактически это была прямая реклама продукции этой фирмы в исключительно благоприятных для этого условиях на Всемирной выставке.

LC2- Long

Для меня лично самой удивительной информацией от Ричарда Фернандеса стала публикация архивных фотографий автобусов компании Laffly S.E., и частности абсолютно неизвестной конструкции на базе шасси Laffly Type VM2. Как я уже писал чуть выше, линейка грузовых автомобилей, дорожно-подметальных машин и автобусов на базе шасси Laffly Type VM/VM2 может считаться наименее известной как для широкого круга читателей, так и для историков авторетро. О создании трёхтонника Laffly Type VM сохранилось немного сведений в архиве журнала Commercial Motor (статья The Commercial Vehicle Show at Paris от 20 ноября 1928 года, стр. 14), который утверждает, что шасси изначально создавалось для специального многофункционального пожарного автомобиля, но затем Laffly V.I.A. своё мнение об использовании новой модели пересмотрело и за рубеж стали поставляться выполненные на его базе автобусы, фургоны и бортовые грузовики. Об эксплуатации автобусов Laffly Type VM2 в настоящее время вообще ничего не известно, во всяком случае, автору этих строк. Удивительно то, что во французской специализированной автолитературе вообще о компании Laffly S.E. пишут крайне однобоко, в основном об ее армейских конструкциях, принимавших участие во Второй мировой войне, но о периоде 20-30-х годов – молчок, ни слова. Почему? Неизвестно… В этом рассказе об эксплуатации автобусов компании Laffly S.E/ в Каталонии многое чего вызывает неподдельный интерес и удивление. И тем более интригующе выглядит подборка фотографий городского рейсового автобуса Laffly Type VM2, проданного в Барселону в канун начала Всемирной выставки. Я специально разместил в этой главе фото Laffly Type VM2 на улице Барселоны, чтобы читатель увидел много странностей на оперении этого автобуса, например: не «родная» хромированная облицовка радиатора, полное отсутствие на капоте и радиаторе логотипа и шильдика с наименованием фирмы-производителя, снятые вентиляционные прорези (пазухи) на боковинах капота. Как уже понятно, из-за длительной эксплуатации (фото 1948 года, а автобус купили в 1929 году, то есть срок службы – 19 лет!) в автогараже меняли и снимали с автобуса Laffly Type VM2 всё то, что могли и заменяли на подходящие детали. Что же стало с этими автобусами Laffly S.E. после Всемирной выставки 1929-1930 года в Барселоне?

Рекламный постер транспортной компании

После выставки все эти автобусы кабриолеты вместе с ранее закупленными, уже эксплуатирующимися на городских маршрутах Барселоны, проработали до февраля 1954 года!! То есть 25 лет автобусы фирмы Laffly S.E. беспощадно эксплуатировались в Каталонии, пока их не списали на свалку. Ну разве это не показатель высочайщего качества изготовления конструкции транспортного средства, а также продуманности до мелочей всех его агрегатов и механизмов, в том числе двигателя?!

Продолжая рассказ о модификациях многочисленного семейства автобусов, грузовиков, фургонов, пожарных и армейских автомобилей на базе шасси Laffly Type LC нельзя не остановиться на чрезвычайно удачной конструкции шасси Laffly Type LC2, выпускающейся серийно с 1928 года как с бензиновым двигателем мощностью 80 л.с. и объёмом 5000 куб.см., так и с двухтактным двухцилиндровым дизельным двигателем Peugeot-Diesel (modèle 2P780), построенным по лицензии компании Junkers Gmbh на дочернем предприятии компании Peugeot S.A – фирме Compagnie Lilloise de Moteurs. Модификация Type LC2 имела грузоподъёмность 3,8 тонн, 2 типа колесной базы, LC2-Long (4350 мм) и LC2 – Court (3850 мм) и использовалась для установки разного типа кузовов, фургонов, автоцистерн, оборудования для пожарных автомобилей, а также при разработке опытных машин, например, штабного армейского автобуса Laffly Type LC2 RH “Sahara”.

Штабной автобус кабриолет Laffly Type  LC2 RH “Sahara”

Любители авторетро наверняка знают о Транссахарском ралли, организованной компаниями Société des Еtablissements Laffly и CLM (Compagnie lilloise de moteurs), по инициативе еженедельника Le Matin, с 21 января по 23 марта 1933 года. Тогда стартовавшие из Парижа автомобили Laffly Type LC2 RH с двухтактным двухцилиндровым дизельным двигателем Peugeot-Diesel (modèle 2 P 7 80), построенным по лицензии компании Junkers Gmbh на дочернем предприятии компании Peugeot S.A – фирме Compagnie Lilloise de Moteurs (СLM) прошли 13 тысяч километров по пустыням Северной Африки. По своей конструкции эти машины были обычные штабные армейский автобусы кабриолеты, имеющие полностью открытый кузов и тент на поперечных дугах. Несмотря на чрезвычайно сильную шумиху в прессе, адресованную Военному министерству Франции, автомобили Laffly Type LC2 RH с дизельным двигателем не произвели на Генеральный штаб большого впечатления, так как концепция их использования, заявленная А. Лаффли как «патрульный автомобиль-вездеход для пустыни» не вкладывалась в тогдашнюю военную доктрину.

автобус Type LC “Pullman”

Вполне допускаю, что читатели спросят, а известны ли случаи массового использования автобуса кабриолета на базе шасси Laffly Type LC2? К моему глубокому сожалению, в СМИ и Интернете, а также во французской специальной автолитературе не сохранилось данных о массовом использовании шасси Laffly Type LC2 для производства автобусов с разными типами кузова. Несмотря на этот удручающий факт, мне всё-таки удалось обнаружить совершенно уникальные фото автобусов кабриолетов на базе Laffly Type LC2 – Long и Laffly Type LC2 – Court, выполненные в кузовном ателье SICAL и La Carrosserie Breteaux Freres et Cie. Первый автобус кабриолет Laffly Type LC2- Court (на колесной базе 3850 мм и с дизельным двигателем Peugeot-Diesel modèle 2P780), рассчитанный на перевозку 24-26 человек, эксплуатировался без лишней помпы в культовой транспортной компании S.L.A. Lourdes из города Лурда с 1929 года в течение долгого времени, пока его не списали в 1947 году. По моим личным предположениям, S.L.A. Lourdes, являющаяся крупнейшей автотранспортной компанией департамента Верхние Пиренеи и региона Юг Пиренеи, заказала в кузовном ателье SICAL (Société Industrielle de Carrosserie de Levallois Perret) автобус кабриолет на базе шасси Laffly Type LC2 в чисто практических и одновременно экспериментальных целях сравнения затрат на обслуживание автомобилей с бензиновым силовым агрегатом и дизельным двигателем. Автобус кабриолет Laffly Type LC2, исправно несущий свою службу на перевозке паломников по маршруту Тарб-Лурд- Баньер-де-Бигор (термальный источник) – Гроты Беттарам, был оснащен дизельным двигателем, но судя по тому, что он остался единственным автомобилем, произведенным в компании Laffly S.E. и эксплуатирующимся в S.L.A. Lourdes. Судя по показателям рентабельности, владельцам S.L.A. Lourdes автобус кабриолет Laffly Type LC2 с дизельным двигателем пришелся не по вкусу и больше, по моим сведениям, эта компания не делала попыток закупать автомобили с этим типом ДВС фирмы Laffly S.E. как в предвоенные годы, так и послевоенные. Почему? Как свидетельствуют водители, обслуживающие автобусы кабриолеты с дизельными двигателями в Альпах, Пиренеях и Севеннах в период 30-40-х годов прошлого века, в условиях предгорья, особенно осенью и зимой, автомобили не заводились, глохли, «троили» и сильно дымили. Впрочем, как утверждали производители Berliet S.A., UNIC S.A., Renault S.A. и Laffly S.E., проблемы дизельных двигателей в условиях предгорья возникали не столько от холодной температуры, сколько от плохого обслуживания моторной группы.