Автобус на базе шасси Laffly Type LC2-Court

Оставим спор водителей и автопроизводителей Франции на их совести и перейдем к другому автобусу кабриолету Laffly Type LC2 –Long (на длинной колесной базе 4350 мм), оснащенным «родным» 80-сильным бензиновым двигателем, эксплуатирующимся в транспортной компании Les Cars Bleus Saint de Luz, принадлежащей Анри Потезу из городка Сен-Жан-де-Люз. Сразу оговорюсь, что владелец микроскопической автотранспортной фирмы Les Cars Bleus Saint de Luz Анри Потез не имеет никакого отношения к известному авиастроительному концерну Societe des avions et moteurs Henri Potez. Перед тем как перейти к истории появления в 1929 году автобуса кабриолета на шасси Laffly Type LC2-Long, выполненного в кузовном ателье La Carrosserie Breteaux Freres et Cie, я хочу читателю коротко рассказать о славном городе Сен-Жан-де-Люз о существовании которого в России, даже не подозревают. Город Сен-Жан-де-Люз (по французски Saint-Jean-de-Luz) — находится на юго-западе Франции и является, административным центром одноимённого кантона в департаменте Атлантические Пиренеи региона Аквитания. Город входит в состав округа Байонна и лежит на побережье Атлантического океана в Бискайском заливе на правом берегу реки Нивель, являясь типичным портом Северной Страны басков. Любопытно, что Сен-Жан-де-Люз известный своим рыболовецкими артелями по добыче тунца и лаврака (в России эту рыбу называют также – «лаврак», в торговых сетях «сибас», а в Северной Стране Басков именуют Róbalo, Lubina и Bar), в начале июля устраивает т.н. «Праздник тунца», на который съезжается масса туристов и просто любителей вкусно поесть. С начала 20-х годов прошлого века, на «Праздник тунца» в Сен-Жан-де-Люз приезжали на роскошных авто разнокалиберные нувориши из Биаррица и обычные мелкотравчатые отдыхающие на ветхих грузовиках фирм De Dion Bouton S.A. Berliet S.A. c импровизированными деревянными сидениями в бортовом кузове, которые транспортные фирмы купили по дешевке на аукционах, реализующих военной автотехнику Первой мировой войны. Ко всему остальному прочему, Сен-Жан-де-Люз — с середины 19-века известный курортный город Франции, славящийся своими прекрасными песчаными пляжами и отличной французской кухней. С 1864 года, после постройки бюветов и павильонов для лечения многочисленных заболеваний, Сен-Жан-де-Люз считается самым демократичным по ценам бальнеологическим курортом на Атлантическом побережье Франции. Главная достопримечательность города – это собор Сен-Жан-Батиста, в котором венчался Людовик ХIV и Мария-Тереза Испанская в 1660 году. Здесь находится загородная резиденция короля и инфанты. Центр города имеет ярко выраженный средневековый характер, в его архитектуре чувствуется испанское и мавританское влияние. По всем вышеназванным причинам, с самого начала 20-х годов прошлого века, в Сен-Жан-де-Люз начинается набирающий обороты туристический бум, требующий постоянного перемещения людского потока в разных направлениях, в том числе от железной дороги, ведущей из центра Франции к курортным достопримечательностям. В город Сен-Жан-де-Люз с 20-х прошлого века туристы приезжали на автобусах и гужевым транспортом из Байо́нны (город и коммуна на юго-западе Франции в департаменте Атлантические Пиренеи административного региона Аквитания), которая с начала 19-ого века уже имела железнодорожное сообщение. По стечению обстоятельств, находясь на рубеже между Ландами и Баскскими землями, Байонна имеет статус экономической столицы бассейна реки Адур, а также является отправной точкой для туристов, направляющихся в Пиренеи из Франции.

После окончания Первой мировой войны в Сен-Жан-де-Люз начали как грибы после дождя создаваться мелкие и средние автотранспортные компании, перевозящие охочих до песчаных мелководных пляжей туристов со всех концов Франции. Житель Сен-Жан-де-Люза, ранее занимавшийся перевозкой жителей своего маленького городка в Байонну на т.н. «шарабане» (многоместный экипаж, запряженный 4 или 6 лошадьми), решил с 1922 года заняться тем же промыслом, но уже на автомобиле. С 1923 года, компания Les Cars Bleus Saint de Luz имевшая на счету всего 2 приобретенных в кредит и изрядно изношенных 15-местных автобуса Hispano-Suiza 30-40 HP Viajera, начала свою автомобильную деятельность. Летом 1929 года, Муниципальное казино (в нем, между прочим, играли У. Черчилль и Ч. Чаплин) в Биаррице заказало в кузовном ателье La Carrosserie Breteaux Freres et Cie автобус кабриолет на базе шасси Laffly Type LC2-Long с бензиновым силовым агрегатом, рассчитанным на перевозку 28-30 пассажиров. Автомобиль был выполнен с задним багажным отсеком, расположенным на месте 5-ого последнего ряда сидений и при необходимости он превращался в удобное для пассажиров место под крышей надстройки, к которой крепилась часть тента. Каждый ряд сидений (всего было пять рядов) имел вертикальную остеклённую стойку, жестко привязанную к поперечным дугам, держащим тент. По сути и тогдашней автомобильной моде – это был типичный т.н. Omnibus D’Hotel, то есть специализированный автомобиль для перевозки постояльцев с железнодорожного вокзала в отель. В 1930 году этот шедевр от La Carrosserie Breteaux Freres et Cie попал в аварию и был выставлен на аукцион. Именно на этом аукционе А. Потез и приобрел автобус кабриолет на базе шасси Laffly Type LC2-Long. Прошу обратить внимание читателей, что изображение этого автомобиля дошло до наших дней только из-за того, что оно скопировано с почтовой карточки (по-французски CARTE POSTAL) туриста, сфотографировавшегося на фоне Laffly Type LC2 транспортной компании Les Cars Bleus Saint de Luz. Дальнейшая судьба этого интересного автомобиля компании Les Cars Bleus Saint de Luz покрыта мраком, а во французской периодике о вышеупомянутом транспортном средстве сведений не осталось.

Автобус Type LC2-Long произведенный в кузовном ателье  La Carrosserie Breteaux Freres et Cie

Рассказывая об автобусах, выполненных в кузовных ателье Франции на базе шасси Laffly Type LC2 нельзя не упомянуть когда-то известную, но уже забытую в этой стране компанию Carrosserie Esperou a Albi бонвивана, авиатора и удачливого предпринимателя из города Аржантей (департамент Валь Д’Уаз, регион Иль-де-Франс) Марселя Эсперу. М. Эсперу, от роду 18-ти лет, будучи свежеиспеченным сотрудником авиакомпании Chantiers aéro-maritimes de la Seine (CAMS) в январе 1922 года основал собственную фирму по ремонту и дизайну грузовых автомобилей, фургоном и автобусов. На первых порах Марсель Эсперу со своими коллегами-энтузиастами сотрудничал с компанией Delahaye S.A., как в таких случаях говорят, собирая объедки с царского стола, то бишь выполняя несложные кузовные работы на уже выпущенных серийных легковых автомобилях, но затем вошел во вкус и понял, что тематикой дизайна автобусов и фургонов практически никто не занимается во Франции. В начале 1927 года. Марсель Эсперу основал собственное кузовное ателье Carrosserie Esperou a Albi, которое без лишних проволочек взялось за постройку на базе шасси грузовиков фирм Panhard et Levassor S.A. и Renault S.A. довольно таки по удачных компоновке и качеству исполнения автобусов с разными типами пассажирского кузова, в том числе «кабриолет». Заказы на удачливого бизнесмена посыпались как из рога изобилия, и Carrosserie Esperou a Albi давясь от натуги стала как горячие пирожки выпускать в свет катафалки, школьные автобусы, туристические «шарабаны» с дорогой и дешевой отделкой, междугородние «пульманы» и т.н. Omnibus D”Hotel – автобусы для перевозки постояльцев в отелях. В конце 1927 года, М. Эсперу, не брезгуя и не комплексуя, плавно перешел с фирм Panhard et Levassor и Renault S.A. на Laffly V.I.A. и La Licorne S.A., считая шасси последних двух компаний более надежными и оптимальными для последующей переделки. Известно в наше время точно лишь то, что Carrosserie Esperou a Albi до 1933 года выполняла заказы мелких и средних автотранспортных предприятий на постройку автобусов на базе шасси Laffly Type LC2 – Court с дизельным двигателем компании Compagnie Lilloise de Moteurs (СLM). По предварительным оценкам, всего было выпущено с 1927 по 1933 год 40-50 автобусов на базе шасси Laffly Type LC2 с разными типом силовых агрегатов (под заказ). В настоящее время, после серьезных реорганизаций в декабре 1945 и марте 1955 года, фирма Carrosserie Esperou a Albi перестала существовать и, поменяв профиль, а также владельца (им стал бывший коллега Марселя Эсперу инженер Роджер Бодойра) стала называться SAFRA (Société Albigeoise de Fabrication et Réparation Automobile).

Как уже возможно помнит читатель, в марте 1910 года, владелец компании Vehiciles Industriels Automobiles (Laffly V.I.A.) Александр Лаффли, учредил две дочерние компании, одна под названием Societe Nouvelle des Materiel Automobile в Булонь-Бийанкуре занялась выпуском дорожно-коммунальной техники, а завод в Аньер-сюр-Сене после перепрофилирования и реорганизации, получив название Societe Nouvelle des Machines-Outils стал разрабатывать специальное пожарное оборудование. В 1919 году, завод в Аньер-сюр-Сене перешел на выпуск автомобильной техники и продолжил производство пожарных автомобилей, оснащение и оборудование для которых, производилось в Булонь-Бийанкуре. По непонятным сейчас причинам, возможно для ухода от налогов, 08 октября 1928 года, компания Vehiciles Industriels Automobiles Laffly, состоящая из двух дочерних предприятий Societe Nouvelle des Materiel Automobile (завод в Булонь-Бийанкуре) и Societe Nouvelle des Machines-Outils (завод в Аньер-сюр-Сене) провела реорганизацию, объединив вышеназванные заводы и подконтрольные фирмы в один концерн с одним общим названием Société des établissements Laffly (Laffly S.E.). Это название останется у данной компании до самой смерти (точнее объявления о банкротстве) 12 октября 1952 года, а 22 февраля 1953 года Société des établissements Laffly приобрел государственный автомобильный концерн La Régie Nationale des Usines Renault (RNUR), до января 1945 года именовавшийся Société Anonyme des Usines Renault (SAUR).