Копия статьи на  странице журнала Сommercial Motor

Возвращаясь к теме создания автомобилей компании Laffly S.E., подчеркну, что в ее запутанной донельзя истории, стоит особняком создание совершенно уникального транспортного средства на базе серийного двухосного пятитонного шасси Laffly Type GLA, а именно междугороднего автобуса с компоновкой Pullman, имеющего отопление и вентиляцию в салоне (роторы Савониуса), туалет (!), мягкие откидывающие кресла с подголовником, гардероб и даже минибар. Вот что писал по этому поводу британский журнал Commercial Motor от 27 сентября 1927 года в статье: “Honours for a Laffly Coach”: «…Мы постараемся воспроизвести в этой статье внешний вид салона и компоновку “Pullman” трёхосного автобуса компании Laffly, который работает на маршруте Париж-Довиль. Этот уникальный автомобиль недавно принял участие в ралли Париж-Довиль и получил высшую награду Grand Prix d’Honneur среди аналогичных транспортных средств с рабочим объёмом двигателя не выше 4100 cm³. Дилерский центр Laffly (England) Co., Ltd передал нам некоторые подробности работы нового трёхосного автобуса на базе пятитонного шасси Laffly Model GLA, имеющего шестицилиндровый бензиновый двигатель с рабочим объемом 4059 куб.см. и мощностью 90 л.с. Средняя скорость автобуса в ходе испытаний составила 48 км/час (30 миль/час)…. с общим неснаряженным весом 8 тонн. Автобус вмещает 23 пассажиров, имеет пневматические шины на всех колесах (две задние оси на двухскатных колесах), отопление с вентиляцией, гардероб, бар с напитками, туалет и отопление в салоне, (теплообменник на выпускном коллекторе мотора и передающие теплый воздух гибкие трубы, с регулировкой потока заслонками)…».

Как мы видим, создание данного транспортного средства не прошло без внимания ведущего автомобильного журнала Британии и было им особо отмечено как выдающееся достижение тогдашней мировой автоиндустрии. На самом деле, вся история с этим автобусом выглядит несколько более интригующе. К времени проведения ежегодного международного автосалона Salon de l'Automobile de Paris -1927, проходившему в сентябре 1927 года, компанией Laffly V.I.A. было создано два трехосных прототипа автобуса на базе серийного шасси Laffly Type GLA, один уже известный нам по статье в Commercial Motor “Pullman”, а второй с пассажирским кузовом типа «кабриолет», с увеличенным количеством сидений, и, понятное дело, без туалета, бара и гардероба. Автобус Laffly Type GLA “Pullman” до апреля 1940 года эксплуатировался на маршруте Париж-Довиль (коммуна во Франции, находится в регионе Нижняя Нормандия, департамент коммуны — Кальвадос, входит в состав кантона Трувиль-сюр-Мер), потом его следы теряются. Второй автобус с кузовом типа «кабриолет», рассчитанный на перевозку 32 пассажиров, с той же колесной базой 5350 мм (GLA-Long) был «подарен» Laffly V.I.A. при странных обстоятельствах Военному министерству Франции и в течение продолжительного времени «дежурил» как служебный автотранспорт на стоянке перед зданием штаб-квартиры этого известного учреждения на улице Сан-Доминик, 14.

LAFFLY SIX 19 CV

Между тем история создания двухосного пятитонного грузовика Laffly Type GLA, послужившего базой для создания многочисленного и очень удачного семейства многоместных автобусов, вполне прозаична, в отличие от ранее упомянутых трехосных «пульманов». Для тех же, кто не знает, по какой именно причине во Франции с 20-х годов стали очень востребованы 4-7- тонные бортовые грузовики, я сделаю очень краткий экскурс в историю железобетонного строительства. Дело в том, что с начала 20-х годов в послевоенной Франции начался повсеместный строительный бум, сопровождавшийся строительством зданий из сборного железобетона. Как известно, армирование бетонных конструкций выполняется отдельными стальными стержнями, сетками и каркасами. Все эти металлические конструкции производятся на сталелитейных заводах и перевозятся к месту строительства железнодорожным или автомобильным транспортом с бортовым деревянным или цельнометаллическим кузовом длиной от 3,5 до 10 метров. Более того, с ЖБИ-комбинатов транспортируют на автомобилях и сами железобетонные плиты разной конфигурации и размера. Именно для перевозки арматуры и ж/б плит понадобились 4-7-тонные бортовые грузовики в начале 20-х годов в строительной индустрии, а фирмы Établissements Louis Willème et Cie., Renault S.A., Latil S.A., Mathis S.A., Chanard&Walker S.A., Berliet S.A., Bernard S.A. и другие стали создавать для нужд рынка практически однотипные по своим техническим параметрам автомобили. Компания Laffly V.I.A. по понятным причинам тоже захотела влезть в эту благодатную нишу рынка со своими новыми конструкциями. Грузовик Laffly Type GLA c двумя типами колесной базы и также двумя разными силовыми агрегатами стал вполне удачной конструкцией хорошо продающейся как во Франции, так и за ее рубежами. Напомню читателям, что такие страны как Польша, Румыния, Болгария, Югославия и Турция вообще не имели автомобильного производства и со временем, на срезе 20-30-х годов туда пришли компании FIAT и Ford Motor Co, чтобы открыть свои филиалы. Laffly V.I.A., еще с середины 20-х годов, с большими финансовыми трудностями учредила свои филиалы в Турции, Болгарии, Румынии, но сказать, что по улицам городов этих стран кишели грузовики данной фирмы, значит погрешить против истины. Грузовики Laffly Type LC и Laffly Type GLA действительно были хорошим экспортным товаром, и с февраля 1928 года шасси второго автомобиля стало усиленно продвигаться во всех зарубежных филиалах Laffly V.I.A. Шасси Laffly Type GLA, как я уже писал чуть выше, имело два типа колесной базы и двигатели различной мощности и я их ниже назову.

  1. Первая двухосная модификация Laffly Type GLA имела грузоподъёмность 5,0 тонн, шестицилиндровый бензиновый двигатель с рабочим объемом 4059 куб.см. и мощностью 90 л.с,, колесную базу 5350 мм (GLA-Long), задние двухскатные колеса.
  2. Вторая модификация Laffly Type GLA2 была способна перевозить 4,5 тонн, имела бензиновый силовой агрегат с рабочим объёмом 3056 куб.см., колесную базу 4350 мм (GLA2-Court), задние двухскатные колёса.

На базе модификаций Type GLA и Type GLA2 компания Laffly S.E. выпускала:
- грузовые автомобили с 7 вариантами бортового кузова (в том числе для сельхозработ);
- автоцистерны для перевозки ГСМ, вина, молока, растительного масла и т.д.
- фургоны гражданского и военного назначения (КУНГ и ПАРМ);
- междугородние и городские рейсовые автобусы;

рекламный постер кузовного ателье Carrosserie Grange Frères

Тут стоит отметить, что шасси Laffly Type GLA стало прекрасной базой для монтажа на нем многочисленных модификаций пассажирских кузовов с разной компоновкой салона и целевым назначением. Судя по архивным фотографиям и сохранившимся документам, в частности предоставленным ныне существующими частными транспортными компаниями Франции (например, Societe Hesdin Voyages), ранее эксплуатирующих автобусы Laffly Type GLA и Laffly Type LCSB, количество этих автомобилей было до странности велико. Как я уже многократно упоминал выше, сама компания Laffly S.E. по целому ряду причин выпускала небольшое по тогдашним меркам количество автобусов, как для внутреннего рынка, так и для зарубежных покупателей. Несмотря на этот факт, мы обнаруживаем многочисленные фотоизображения автобусов фирмы Laffly S.E. с совершенно разными типами пассажирского кузова, что лишний раз подтверждает и доказывает мою личную версию о продаже зарубежным партнерам лишь шасси с двигателем, а не готовых автомобилей, имеющих стандартизированный «родной» кузов. Я допускаю, что шасси Laffly Type GLA также массово покупали в Швеции, Румынии, Бельгии, Португалии и Турции, где местные авторемонтные и кузовные мастерские ставили на основании своих личных требований пассажирские кузова той или иной конструкции. В самой же Франции тоже массово практиковали ставить пассажирские кузова самых разных конструкций на шасси Laffly Type GLA если того требовали транспортные предприятия, считающие, что в кузовном ателье гораздо проще получить автобус с заданными параметрами, чем «мучиться» с серийным образцом от Laffly S.E.

Laffly Type GLA

Как я уже многократно упоминал выше по тексту, наиболее часто занималось созданием и переделкой кузовов автобусов ателье SICAL (Société Industrielle de Carrosserie de Levallois-Perret), по разным источникам начавшее свою деятельность в 1926, а по другим в 1931 году. Фактически SICAL можно смело назвать большим автоcборочным предприятием, имевшим цеха по ремонту, переделке и полному циклу создания пассажирского кузова. Примечательный факт: в 1933 году ателье SICAL выпускало 50 автомобилей в день (из 60-70% легковых), в основном компании Citroen S.A., и данным количеством в то время могло похвастаться далеко не каждое автопредприятие Франции. Следует заметить, что качество исполнения (отделки салона и монтажа пассажирского кузова на шасси) автобусов в компании SICAL было, мягко говоря, средним. Кузовное ателье SICAL, выполняя работы по созданию и монтажу пассажирских кузовов на шасси грузовых автомобилей, придерживалось никогда не стареющего правила: «результат работы зависит только от количества заплаченных денег». По этой причине транспортные автопредприятия, желающие по дешевке получить сбацанные на коленке автобусы, покупали в SICAL нечто стандартное с примитивным деревянно-металлическим кузовом вагонного типа, малым шагом между рядами пассажирских кресел и огромным багажным отсеком на крыше, на котором вместе с чемоданами и узлами размещались по 10-18 пассажиров. Замечу, что кроме SICAL автобусной темой занималось мало известное в России кузовное ателье Carrosserie Grange Frères из города Валанс (административный центр французского департамента Дром региона-Рона-Альпы), принадлежащее братьям Леону и Эмилю Гранж. С самого начала его основания в 1921 году, братья Гранж, пользуясь тем, что город Валанс находится на перекрестке путей ведущих к Лазурному берегу, занялись созданием оригинальных пассажирских кузовов на базе б/у грузовиков фирм Brasier S.A., Berliet S.A., Rochet&Schneider S.A., Aries S.A. и La Buir S.A. C 1923 года, фирма Carrosserie Grange Frères продолжила тему кузовных работ уже на легковых автомобилях компаний Peugeot S.A., Citroen S.A и Delage S.A., Avions Voisin S.A. и Voitures Amilcar S.A. В 1926 году братья Гранж купили в Валансе старый канатный завод и после реконструкции активно занялись выпуском автобусов, фургонов и пикапов на базе Latil S.A., Laffly V.I.A., Renault S.A., Berliet S.A. и Cottin&Desgouttes S.A. и Panhard et Levassor S.A.

Автобус Laffly Type GLA на 35 мест

Наиболее интересной темой кузовного ателье Carrosserie Grange Frères стали междугородние автобусы с цельнометаллическим кузовом в т.н. компоновке “Grand Tourisme”, имеющие повышенный комфорт в салоне, тщательную выполненную шумоизоляцию и специально выполненную подвеску (систему подрессоривания), обеспечивающую автомобилю очень мягкий ход. Отличительным признаком компании Carrosserie Grange Frères стали окна пассажирского салона с закругленными краями, которые она впервые использовала при производстве автобуса на шасси Panhard et Levassor Type K30, имеющего компоновку Pullman в 1928 году. Примечательно, что 22-местные культовые автобусы междугороднего сообщения Laffly Type LCSB тоже выпускались в течение долгого срока (до ноября 1937 года) с пассажирским кузовом подозрительно похожим на то, что в своё время делало ателье Carrosserie Grange Frères. В настоящее время сохранилось фотоизображение интересного 25-местного автобуса междугороднего сообщения на базе шасси Laffly Type GLA транспортной компании Groupement des Autocars Bleus Hyérois (GABY), с пассажирским кузовом от ателье Carrosserie Grange Frères, эксплуатирующегося по маршруту Йер-Тулон (Йер – это самый первый южный курорт Французской Ривьеры, в департаменте Вар, восточнее Тулона) в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег. Массивный багажник, расположенный по всему периметру крыши этого автобуса служил уютным пристанищем для чемоданов пассажиров, правда, до первого ливня, при начале которого водитель останавливал автомобиль, пулей залезал по узкой лестнице (она была расположена над задним бампером) и расстилал над ценным грузом прорезиненный тент, фиксируемый крепежным шнуром с крючками. Как известно, GABY эксплуатировала 4 автобуса фирмы Laffly S.E., построенные на базе Laffly Type LC и Laffly Type GLA в компоновке Pullman на маршрутах Йер-Тулон-Сен-Тропе-Канны. А строило ли ателье Carrosserie Grange Frères автобусы кабриолеты на базе щасси Laffly Type GLA? Да, строило, по заказу крупнейшей транспортной компании S.L.A. Lourdes, уже неоднократно упоминавшейся мной выше по тексту. Можно даже подчеркнуть, что кузовное ателье Carrosserie Grange Frères выполняло многочисленные заказы на производство автобусов разных компоновок и конструкций, в том числе с кузовом типа «кабриолет», не только для S.L.A. Lourdes, но и для многих других автотранспортных предприятий Юга Франции. Счет этих заказов шёл на десятки в месяц и сотни в год. В 1933 году, кузовное ателье Carrosserie Grange Frères произвело 217 автобусов на базе Renault S.A., Laffly S.A., Berliet S.A. и Panhard et Levassor S.A. Компания Laffly S.E. заняла в этом списке непочётное последнее место по неизвестным мне причинам. Между тем, братья Гранж весьма счастливо пережили Великую депрессию и даже стали постоянными участниками всех парижских международных автосалонов (Парижский автосалон - Mondial de l'Automobile, проводится раз в два года в начале октября) с 1931 по 1975 год.