«Белый дворец» в имении Ливадия

В июне 1887 года Н.П. Краснов переезжает в Ялту. А 31 октября 1887 года Городская Дума г. Ялты утвердила прошение Н. П. Краснова в должности городского архитектора с правами государственной службы, окладом 900 рублей. В этой должности он пробыл до декабря 1899 года. Будучи главным архитектором г. Ялты, Н.П. Краснов участвует в постройке следующих зданий и сооружений:

  • ялтинский собор Александра Невского в псевдорусском стиле, по проекту архитектора Л. И. Шаповалова — куратор постройки, автор интерьеров и иконостаса;
  • церковь святой Нины в Ялте;
  • проект реставрации Бахчисарайского дворца;
  • собственный особняк (1903 год) на Николаевской улице в Ялте;
  • особняк кн. Н. А. Барятинской в ее имении «Сельбилляр» (ныне санаторий им. Кирова) и созданный единый усадебный комплекс — двухэтажный дом в стиле итальянского Ренессанса на 14 комнат с двумя флигелями, парк, плодовый сад с виноградником, хозяйственные постройки (строительство с 1892 по 1894 годы);
  • дворец «Дюльбер» в Мисхоре в мавританском стиле для великого князя Петра Николаевича, двоюродного дяди Николая II;
  • дача Я. П. Семенова в Симеизе в стиле английского модерна;
  • вилла «Ксения» В. А. Чуйкевич в стиле так называемого северного модерна;
  • дом купца Е. О. Майтопа на Пушкинском бульваре в Ялте, в духе «венского сецессиона»;
  • дом учителя И. Н. Загордана на Дворянской улице в Ялте, в духе венского «сецессиона»;
  • костел в готическом стиле (затем в нем размещался краеведческий музей, ныне возвращен прихожанам);
  • дворец в имении Харакс (санаторий «Днепр») в стиле швейцарского шале (тип сельского дома), строился с 1905 по 1907 годы;
  • Юсуповский дворец в Кореизе;
  • охотничий дом князя Юсупова в селе Коккоз (ныне Соколиное), построен в (1910 году);
  • дача «Мурад-Авур» Н. Н. Комстадиуса в Мисхоре;
  • закончил строительство здания банка Общества взаимного кредита в Симферополе (1914—1915);
  • вилла «Виктория» С. Крыма в Феодосии (1914—1915);
  • дача Н. С. Свиягина в Симеизе (1914—1915);

В 1911 году, Н.П. Краснов за многочисленные достижения в области архитектуры и создание зданий для Главного управления уделов Е.И.В. был пожалован званием Архитектора Высочайшего Двора, чином статского советника. В 1913 году Н.П. Краснов получил почётное звание академика архитектуры. В 1919 году вместе с женой Анной Михайловной и дочерью Н.П. Краснов, будучи потенциальной мишенью для красного террора, эмигрировал на пароходе «Бермудиан» в Константинополь. В 1920—1922 годах проживал с семьей на Мальте. С 1922 года переехал в Югославию, поближе к русским эмигрантам и осел в Белграде. В Белграде Н.П. Краснов устроился в Министерство строительства Королевства СХС, где стал инспектором Архитектурного отделения, в котором 17 лет, до самой смерти в 1939 году руководил проектной группой в отделе по монументальным строениям. Хотя настоящим его именем было Николай, в знак благодарности новому отечеству на всех проектах он подписывался как Никола. Никола Краснов оставил после себя самый значительный след в архитектуре Белграда. Скончался великий русский зодчий и наиболее выдающийся архитектор резиденций русских императоров Н.П. Краснов 8 декабря 1939 года в Белграде.

Никола́й Петро́вич Красно́в (23 ноября 1864 года— 8 декабря 1939 года) aкадемик архитектуры, главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца, второй официальный придворный архитектор четы Романовых
Никола́й Петро́вич Красно́в (23 ноября  1864 года— 8 декабря 1939 года) aкадемик архитектуры, главный архитектор города Ялты, автор проекта Ливадийского дворца, второй официальный придворный архитектор четы Романовых

Между тем, Н.П. Краснов, нам интересен, конечно же, не как просто архитектор, своевременно выполняющий заказы русских нуворишей и Главного управления уделов Е.И.В., а как создатель наиболее выдающегося памятника архитектуры – так называемого «Белого дворца», величие и культурную ценность которого, так и не оценили пришедшие к власти большевики. Впрочем, обо всём по порядку. Белый дворец (начато строительство в конце марта 1909 года, а окончено в апреле 1911 года) — самое знаменитое сооружение архитектора Н.П. Краснова и наиболее значимая летняя резиденция Дома Романовых до 1917 года в плане роскоши, местоположения и размера территории. Ансамбль дворца был построен по личному заказу императора Николая II, который фактически и стал главным инициатором постройки данного здания, искренне считая, что по размаху вложенных сил и средств этот объект должен стать образцом для подражания следующим поколениям (можно и таким образом интерпретировать постройку величественного Ливадийского дворца - это прижизненный памятник императору Николаю II и некий символ правления династии Романовых на территории Крымского полуострова начала 20-ого века. Прим. Автора). Я всё-таки думаю, что Николай II в этом своём убеждении ошибся и победившая «чернь» под руководством мудрого товарища Сталина в дальнейшем стала возводить принципиально другие здания, т.н. «госдачи», покрашенные снаружи зеленой краской, а внутри отделанные панелями из карельской березы, дуба и бука. Можно даже провести исторические параллели между творчеством главного архитектора Архитектурно-проектной мастерской ХОЗУ ЦИК СССР М.И. Мержановым и Архитектором Высочайшего Двора Главного управления уделов Е.И.В. Н.П. Красновым, при исследовании которых выяснится то, что назвать здания, построенные на основе проектов «придворного зодчего» т. Сталина «культурным наследием ХХ-ого века» просто не поворачивается язык. И наоборот – здания и сооружения, выполненные на основе проектов Н.П. Краснова до сей поры считаются шедеврами архитектуры мирового значения. Замечу, что данное строительство новой летней резиденции началось не спонтанно, и имело под собой серьезные обоснования.

«Белый дворец» в имении Ливадия, созданный по проекту Н.П. Краснов. Фото 2009 года
«Белый дворец» в имении Ливадия, созданный по проекту Н.П. Краснов. Фото 2009 года
Начало строительства знаменитого Белого дворца в Ливадии, а также освящение закладки фундамента состоялось 23 апреля 1910 года. Однако работу над проектом данного здания и его внутреннего убранства архитектор Н. П. Краснов вёл с осени 1909 года, постоянно корректируя их с В.С. Кочубеем и Николаем II при помощи фельдегерской почты. Несмотря на весьма серьезные трудности строительства (из-за сложности рельефа и каменистого грунта земляные работы велись очень медленно, непогоду, морозную зиму, снегопады, сдача объекта состоялась по плану - 14 сентября 1911 года. Белый дворец, последняя царская резиденция четы Романовых, был построен в стиле итальянского Ренессанса, этот стиль в дореволюционном искусствоведении именовался «нежным». Дворцовый комплекс, парк, здания украшенные резьбой по мрамору, скульптуры, интерьеры комнат, парадные залы — были созданы всего за 17 месяцев.. Звания, награды, почетные назначения последовали одно за другим. 5 октября1911 года Н. П. Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора и награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, 6 декабря того же года причислен к Главному Управлению Уделов с возложением затем на него «технического наблюдения за всеми строительными и мебельно-обойными работами во дворцах и прилегающих к ним постройках», которые планировались в последующие годы в Ливадии. В октябре 1913 года ялтинский зодчий избирается Петербургской Академией художеств академиком и утверждается в чине надворного советника.

Как известно, мирная жизнь закончилась в Российской империи 28 июля 1914 года, началась кровопролитная Первая мировая война. Вступление в войну Турции осенью 1914 года привело к военным действиям на Черном море, в связи с чем началась эвакуация ценных вещей из имения Ливадия из-за угрозы переноса военных действий на Крымский полуостров. 5 ноября 1914 года «по распоряжению военных властей из Дворца имения Е. И. В. „Ливадия“ для сдачи в Московское дворцовое управление» было отправлено 24 ящика с собственными вещами «Их Императорских Величеств». Содержимое ящиков составляли ценные предметы, куда вошли портреты августейших особ в дорогих, вышитых золотом, рамах, пепельницы, табакерки, ножи для бумаг, украшенные драгоценными камнями, печать горного хрусталя, золотой ключ в бархатном футляре, золотой брелок, более сотни декоративных блюд, поднесенных в разные годы царской семье. Из кабинета Николая II были изъяты также старинное кремневое ружье, револьвер «Браунинг» № 65, коробочка с 50-ю пулями и другие личные предметы. С этой партией вещей были отправлены в Москву и многочисленные ценные иконы. 17 ноября возвратившийся из Москвы чиновник Ливадийского имения Н. Протасьев докладывал управляющему о выполнении возложенного на него поручения. К рапорту прилагались «две накладных с расписками на них хранителя Палаты и Дома Бояр Романовых камергера Высочайшего Двора В. Трутовского в принятии на хранение». Тогда же, осенью 1914 года, была временно вывезена на Эреклик часть дворцовой мебели и позже, весной 1917 года, возвращена в Ливадию. После отречения императора Николая II, в середине марта 1917 года, в Ливадию прибыли комиссар Ялтинского градоначальства Н.Н. Богданов и члены комитета общественной безопасности для осмотра и принятия мер по охране дворцов бывшей царской резиденции.

16 января 1918 года в Ливадии была установлена Советская власть. А уже через 3 месяца, 30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупационные войска. Немцы варварски разграбили дворцы, а также складские помещения с ценным имуществом, неэвакуированным в Москву до 1917 года. Большое количество мебели из ливадийских дворцов было вывезено в Симферополь для резиденции командующего войсками генерала фон Коша, офицерского помещения дивизии ландвера и здания, где разместилось новое "краевое правительство". В ноябре 1918 года немецких оккупантов сменили англо-французские войска Антанты и белогвардейцы А.И. Деникина «Добровольческой армии». В ноябре 1920 года с установлением советской власти в Крыму имение «Ливадия» национализировали, и на его землях был создан, как это не смешно, совхоз «Ливадия».Весной 1921 года ливадийские дворцы с инвентарем были переданы Наркомату образования РСФСР, комиссия которого, произведя 1 июля 1921 года осмотр Большого дворца, пришла к заключению, что «Новый Большой дворец, не являясь высокохудожественным произведением искусства, вместе с тем представляет из себя яркий большой общегосударственный исторической ценности памятник эпохи последнего русского самодержца», в связи с чем «должен быть сохранен как яркая красочная страница истории последнего царствования на Руси». Но уже в феврале 1922 года прибывшая в Ливадию комиссия по учету, охране, концентрации и изъятию ценностей возглавляемая В.П. Бугайским, отобрала в Белом дворце неучтенную по инвентарной книге этого здания партию ковров, картин, напольных ваз и других ценностей, реквизировала их, и увезла на автомобиле в неизвестном направлении. Вскоре последовало новое изъятие инвентарного имущества в бывшей царской резиденции. В служебной записке, направленной в Управление совхозов «Ливадия» и «Ореанда», смотритель дворцов С. П. Онищук сообщал, что «в промежуток времени с 25 февраля по 1 марта 1922 года комиссия под председательством В.П. Бугайского, согласно Актам приёмки-передачи № 24, 25, 27, 28, 30, произвела выемку ценных вещей из Большого дворца. Только по акту № 24 было изъято 200 наименований предметов, включавших десятки фарфоровых ваз Императорского завода, акварели Шилова, Волкова, Соломко, Шнейдера, Стевенса, картины Айвазовского («Ночь в Крыму», «У Алушты», «Судакский берег», «Старая Ялта») и многое другое». Любопытно, что на основании распоряжения Крымсовхознаркома от 29 июня 1922 года постепенно опустошавшиеся бывшие царские дворцы с оставшимся полусломанным инвентарем были переданы заведующему Крымохрисом А.И. Полканову «для последующего размещения в них музея быта последней династии Романовых». Отмечу, что этот, с позволения сказать, «музей» просуществовал недолго, до открытия в 1925 году в имении и бывшей царской резиденции Ливадия «крестьянского курорта», как написано в документах той эпохи. Я не знаю, к сожалению, что обозначает словосочетание «крестьянский курорт», который размещен в покоях бывшего императора Российской империи. То ли там должны были быть смонтированы стойла для годовалых тёлушек и сшитые из сосновых горбылей помещения для поросят-отъёмышей, то ли предусмотрены закрома для комбикорма и ямы для силоса, то ли сбиты многоярусные нары для ночёвки ядреных деревенских девок и розовощёких пареньков с пудовыми кулаками и натруженными руками с мозолями….Не знаю, право слово. Почему произошла подобная, мягко говоря, нелепость? Что это было? Акт мщения бывшим властителям империи? Нет, ничего подобного – просто вопиющая некомпетентность и трагикомическая бездарность новых руководителей страны, возомнивших себя повелителями людских масс, сошедших с ума от рек крови и вседозволенности.

В конце 1924 года населенный пункт Ливадия с лесом и парком был передан Главкурупру - Главного управления курортов и санаториев народного комиссариата здравоохранения СССР для размещения в нем отдыхающих, бывших политкаторжан. Правда, Постановлением СНК СССР от 28 октября 1924 года было поручено «комиссии тов. Смольянинова совместно с Наркомпросом обсудить вопрос о необходимости сохранения в Большом и Малом ливадийских дворцах художественных ценностей и в частности выделения для этой цели части помещения дворцов», а именно восьми комнат на втором этаже Большого дворца и двух — в Малом, которые на протяжении нескольких лет использовались в качестве музея». Несколько ниже по тексту я еще коснусь более подробно советского периода имения «Ливадия», и в частности его функционирования до июня 1941 года. А сейчас я попрошу читателя несколько отвлечься от нудного перемалывания темы постепенного угасания бывших роскошных особняков царской четы в Крыму и остановиться более подробно на судьбе членов императорской фамилии после 1917 года, ибо эта тема вполне отвечает нынешней актуальной теме захвата власти на Украине в феврале-марте 2014 года криминальными группировками.

В настоящее время, исследованные архивные исторические данные дают понять, что только германское вторжение на Крымский полуостров в апреле 1918 года спасло находившихся на территории резиденций Ливадия и Ореанда представителей Дома Романовых от расправы. В своих имениях на Южном берегу Крыма с конца весны 1917 года по соответствующим разрешениям Временного правительства проживали: Великий князь Николай Николаевич (в имении «Чаир»), вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, Великий князь Александр Михайлович, Великая княгиня Ольга Александровна ( в имении «Ай-Тодор»), а великий князь Пётр Николаевич с семьёй проживал в имении «Дюльбер». В Мисхорском дворце, собственности Ф.Ф. Юсупова, имении «Кореиз» — обосновалась богатейшая семья княжеского рода Юсуповых. Всего в Крыму находилось семнадцать представителей бывшего царствующего дома. Ялтинский совет ВКП (б) и местный отдел ЧК неоднократно требовал от Петрограда санкций расправиться с представителями Дома Романовых, начиная уже с первых вспышек террора декабря 1917 года. Только твёрдая позиция комиссара Севастопольского революционного совета матроса Ф. Л. Задорожного, прибывшего в Крым из Петрограда со специальным заданием охранять Романовых и выполнять исключительно приказания центральных властей, предотвратили скорую расправу. Так и не получив от Центра никаких указаний касательно судьбы четы Романовых, отряд матросов под командованием Ф.Л.Задорожного охранял родственников императора Николая II до прихода германской оккупационной армии, после чего был отпущен в Советскую Россию. Любопытно, что хотя германские офицеры и намеревались казнить Задорожного вместе с его отрядом, державших членов царствующего дома под арестом, за них вступились сами Романовы, выхлопотав для своих телохранителей право по собственному желанию покинуть территорию Крыма.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить