«Госдачи черноморского побережья кавказа»

Новая книга исследователя истории создания и функционирования правительственных резиденций Андрея Артамонова

Госдачи черноморского побережья кавказа
Госдачи черноморского побережья кавказа

В октябре 2018 года выходит в издательстве «ЦЕНТР ПОЛИГРАФ» очередной научно-популярный труд А.Артамонова, посвященный истории правительственных резиденций в СССР. В этой связи автор хочет выразить сердечную благодарность редактору издательства «ЦЕНТРПОЛИГРАФ» Д.О. ХВОСТОВОЙ за неоценимую помощь в подготовке книги к печати.

Предисловие

Ежегодно сотни тысяч россиян приезжают на отдых в Сочи и Республику Абхазию, известных не только как прекрасный климатический курорт, но и расположением в потайных уголках предгорья Черноморского побережья Кавказа загородных правительственных резиденций руководителей СССР. Многие закрытые объекты, на которых проводила ранее свой отпуск партийно-государственная верхушка СССР, в то том числе Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин сегодня совершенно доступны для туристов, но архивные материалы об истории возникновения и функционирования данных правительственных резиденций, еще именуемых госдачи, до сих пор не введены в научный оборот. В своей исследовательской деятельности автор книги опирался на недавно рассекреченные архивы из фондов РГАСПИ, РГАЭ, ГА РФ и РГАЛИ. В данном научно-популярном труде впервые опубликованы ранее абсолютно неизвестные широкой общественности документы из личного архива И.В. Сталина, а также фотографии правительственных резиденций, расположенных в Абхазской АССР. В отличие от кабинетных историков, автор не только объездил вдоль и поперек упоминаемые в книге загородные правительственные резиденции, но и многократно отдыхал в этих объектах. Новый научно-популярный труд А.Артамонова «Государственные дачи на черноморском побережье кавказа. Досужие мифы м суровая реальность, основанная на архивных документах» является логическим продолжением предыдущих произведений автора на тему истории создания и функционирования загородных правительственных резиденций, ранее выпущенных издательством «Центрполиграф»: «Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму. Правда и вымысел» (2015 год) и «Госдачи Кавказских Минеральных Вод. Тайны создания и пребывания в них на отдыхе партийной верхушки и исполкома Коминтерна. От Ленина до Хрущева» (2017 год).

Содержание
Глава 1 Структуры, которые обслуживали и охраняли власть предержащих.
-Хозяйственные подразделения ЦИК и СНК СССР
- Лечебно-Санитарное Управление Кремля при СНК СССР/НКЗ СССР
- Административно-хозяйственное управление НКВД СССР
- Органы госбезопасности, охранявшие загородные правительственные резиденции и членов правительства СССР
- Особый гараж Кремля при СНК СССР/ГОН при 1-ом Отделе ГУГБ НКВД СССР
Глава 2 Дом отдыха ЦИК/СНК Абхазской АССР в с. Псырцха. Госдача №8 «Ласточкино гнездо» ГУО МГБ СССР
- Ново-Афонский монастырь в Сухумском округе Кутаисской губернии Российской империи
- Дача №2 Управления Делами ЦИК ССР Абхазии в Новом Афоне
- Дом отдыха ЦИК ССР Абхазии/Абхазской АССР в с. Псырцха
- «Ласточкино гнездо» для товарища Сталина
- Госдачи №11 и 12 в Новом Афоне – безмолвные памятники истории СССР
Глава 3 Длинная история Дома отдыха ЦИК СССР «Холодная речка» в Абхазской АССР
- Объекты Гагринской группы Домов отдыха ЦИК СССР в г. Гагра и другие правительственные резиденции
- Вся правда о Даче Л.П. Берии в Новой Гагре
- История строительства Дома отдыха ЦИК СССР «Холодная речка
- Гостевой дом и примы ГАБТа на Холодной речке
- Дача особого назначения ГУГБ НКВД СССР «Холодная речка» в период с 1940 по 1946 год
- Госдача №18 «Холодная речка» в период с 1946 по 1992 год
Глава 4 Настоящая правда об истории строительства госдач №5 и 11 на озере Рица
- Про настоящих и почётных фальсификаторов истории
- Первооткрыватели озера Рица
- Кто, когда, зачем и где строил дорогу до озера Рица
- Кто виноват в обрушении моста на реке Лашепсе или покушение, которого никогда не было
- История строительства и создания комплекса госдач №5 и №11 ГУО МГБ СССР на озере Рица
- Госдача №5 ГУО МГБ СССР в воспоминаниях и мемуарах
- Мифы и реальные факты о плавсредствах на озере Рица
Глава 5 Райское место для отпуска наркома В.М. Молотова
– Дом отдыха ЦИК СССР «Мюссера»
- Откуда и как Мюссера стала привлекательным местом для дачного строительства в Сухумском округе Кутаисской губернии
- Жизнь, смерть и несбывшиеся надежды адепта сепаратизма Нестора Лакобы
- История строительства Дома отдыха ЦИК СССР «Мюссера»
- Комендатура и гостевые дома от Лазаря Чериковера
- «Мюссера» в письмах и воспоминаниях
- Дача особого назначения «Мюссера» в период ВОВ с 1941 по 1945 год
- Правительственная резиденция «Мюссера» после 1946 года
Глава 6 О Доме отдыха ЦИК СССР «Синоп» в Сухуми без ретуши и недомолвок
- Н.Н. Смецкой – меценат и основатель курортной индустрии в Сухумском округе Кутаисской губернии
- Учреждение правительственных резиденций на территории имения Н.Н. Смецкого и дачи «Синоп» Великого князя А.М. Романова
- Первые отдыхающие из правительства РСФСР в Доме отдыха СНК ССР Абхазии им. С. Орджоникидзе и Доме отдыха ВЦИК «Синоп»
- Новый корпус Дома отдыха ЦИК СССР «Синоп», построенный по проекту архитектора М.И. Мержанова

Библиография

Список основных сокращений и аббревиатур

Приложения

НЕВОШЕДШИЙ В КНИГУ «ГОСДАЧИ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА» ФРАГМЕНТ ГЛАВЫ ПРО ГОСДАЧИ №5 и №11 НА ОЗЕРЕ РИЦА.

Мифы и реальные факты о плавсредствах на озере Рица

Ранее по тексту читатель смог познакомиться с откровениями генерал-лейтенанта Н.С. Власика, в красках повествующего как вождь всех времен и народов два раза прошел внутренний периметр озера Рица для знакомства с будущим местом своего отдыха. Следует отметить, что И.В. Сталин любил морские и речные прогулки, не страдал нарушениями вестибулярного аппарата, а также не предъявлял претензии к комфорту плавсредств, на которых он перемещался. Безусловно, озеро Рица, являющееся средним по размеру пресноводным бассейном, (длина 2,5 км, ширина максимальная 870 метров, глубина 131 метр) изначально, на стадии разработки технического задания проекта госдач №5 и №11 в недрах ГУО МГБ СССР рассматривалось как место для базирования прогулочных катеров разного класса и назначения. Для стоянки служебных и прогулочных катеров госбезопасности Проектная контора ХОЗУ МГБ СССР создала две плавучие веранды, одна на госдаче №5, другая на госдаче №11, представляющие собой понтон (основание) однопалубной надстройки, имеющий рампу и сходни. Кроме того, водное пространство озеро Рица, граничащее с территориями двух дач в 1946-1948 году строители из СО ХОЗУ МВД СССР многократно расчищали от топляка, чтобы движущийся служебный или прогулочный катер не напоролся в акватории на полузатопленный ствол дерева. Судя по воспоминаниям Н.С. Власика, станцию прогулочных катеров, расположенную неподалёку от гостиницы «Рица», спроектировали и построили по личному указанию И.В. Сталина. Эти катера не имели отношения к госдачам №5 и №11, находились в ведение, как и вся туристическая инфраструктура озера Рица Главного курортного управления Минздрава Абхазской АССР. Кроме прогулочных катеров, предназначенных для обслуживания приезжающих на озеро Рица туристов, имелась небольшая флотилия глиссеров и полуглиссеров, находящихся на балансе ГУО МГБ СССР. Обслужила служебные катера ГУО МГБ СССР и гражданские прогулочные одна техническая станция, имеющая весьма примитивную ремонтную базу. На зимний сезон все катера затаскивали на берег озера Рица, укрывали брезентовыми чехлами, что, конечно, негативно отражалось на их состоянии, так как все плавсредства были выполнены из дерева. К большому моему удивлению, за все годы эксплуатации прогулочных и служебных катеров на озере Рица для них не построили ни одного эллинга. На начальном этапе, в штат госдачи №5 входили 2 полуглиссера НКЛ-27 для прогулок по озеру и 2 служебных глиссера НКЛ-5, предназначенных для контроля водного пространства сотрудниками госбезопасности. На госдаче №11, тоже на начальном этапе предусматривалось иметь в штате 4 полуглиссера НКЛ-27, 1 катер К-ЗИС-5. В дальнейшем, арсенал плавсредств на госдаче №11, с лета 1949 года пополнился прогулочным катером «Лимузин», рассчитанным на перевозку 11 пассажиров, а устаревший К-ЗИС-5 списали. Чуть ниже по тексту я расскажу подробнее об этих плавсредствах, а сейчас мне хотелось бы прояснить некоторые факты, связанные с прогулочными катерами, которые в настоящее время эксплуатируются на озере Рица.

Наверное, самым большим впечатлением туристов, побывавших на бывшей госдаче №5 – это катание на прогулочном катере МПК-1, который ошибочно называют «личным катером Хрущёва». В некоторых случаях, особо доверчивым туристам из России, сотрудники ГСО Республики Абхазия доходчиво объясняют, что на «катере ездил сам Сталин». На самом деле малый прогулочный катер МПК-1 конструкции Н.А. Макарова (ЦМКБ «Алмаз») и произведенный на Сосновском судостроительном заводе никакого отношения к И.В. Сталину и Н.С. Хрущёву не имел. Данное плавсредство (я лично видел только 2 катера проекта МПК-1), стоящее в настоящее время на причале рядом с бывшей госдачей №5, было изготовлено в конце 60-х годов на Сосновском судостроительном заводе Минсудпрома СССР (адрес завода Кировская область, Вятскополянский район, г. Сосновка, ул. Заводская, 34) по спецзаказу, в особой комплектации для руководства страны. Возможно, что Л.И. Брежнев и все его друзья, гости и товарищи, несомненно, гоняли по озеру Рица при скорости 40 км/час на катерах МПК-1, но всё же, к И.В. Сталину и Н.С. Хрущеву эти плавсредства абсолютно не имели никакого отношения. Прогулочный катер МПК-1 для внутренних водоемов был создан ЦМКБ «Алмаз» по техническому заданию Минсудпрома СССР. Проект катера разработал Главный конструктор Н.А. Макаров. Размерения этого плавсредства таковы: длина 9,2 м., ширина 1,4 м. Катер имел два варианта стационарного двигателя мощностью 60 л.с. и 75 л.с. (тип М53Ф) мог при малой волне достигать скорости 13-20 узлов (25-40 км/час). Предполагаю, что сейчас двигатель и другое судовое оборудование на катерах МПК-1, находящихся на озере Рица сменили за давностью лет, но всё равно – это настоящий раритет, но товарищи Сталин и Хрущев ходили (именно так говорят настоящие моряки) на других плавсредствах.

На снимке прогулочный катер МПК-1, произведенный на Сосновском судостроительном заводе по проекту ЦМКБ «Алмаз»
На снимке прогулочный катер МПК-1, произведенный на Сосновском судостроительном заводе по проекту ЦМКБ «Алмаз»

Думаю, что читателю будет чрезвычайно интересно узнать, на каком плавательном средстве перемещался И.В. Сталин по озеру Рица в период с 1947 по 1951 год? Я отвечу и на этот вопрос. Председатель Совета Министров СССР И.В. Сталин действительно постоянно перемещался по озеру Рица на разных прогулочных катерах, находящихся в ведении ГУО МГБ СССР. При этом я хочу отметить, что флотилия катеров ГУО МГБ СССР в период с 1947 по 1953 году постоянно пополнялась новыми образцами плавсредств, а суда с выработанным ресурсом или имеющие какие-либо эксплуатационные дефекты и повреждения - списывались. В целом, можно признать, что И.В. Сталин предпочитал перемещаться по озеру Рица на двух типах катеров, первый безреданный полуглиссер НКЛ-27 образца 1935 года, а второй «Лимузин», разработанный в 1947 году, а запущенный в небольшую серию в 1948 году. При его поездках по озеру Рица руководителя страны обязательно сопровождал еще один катер с охраной ГУО МГБ СССР, в основном на глиссере НКЛ-5. Итак, пора рассказать подробнее о тех плавсредствах, которые с 1947 и до конца 50-ых годов составляли основной парк судов, находящихся в распоряжении первых лиц СССР.

В начале 30-х годов, недалеко от Обводного канала у Краснохолмского моста в Москве плодотворно работало ЦКБ Главлесмаша Наркомата лесной промышленности СССР, организации, занимающейся разработкой механизмов и устройств для своей отрасли. По техническому заданию Наркомлеспрома СССР в данной проектной организации был создан легкий однореданный речной глиссирующий катер с водяным гребным винтом «Наркомлес-17», полностью выполненный из дерева, имеющий водоизмещение 1,2 тонны, с 1933 года выпускавшийся большими сериями для эксплуатации на внутренних водоёмах СССР. На основе этого судна, конструктор ЦКБ Главлесмаша Д.Т. Карпов в 1934 году разработал усовершенствованный безреданный деревянный полуглиссер НКЛ-27 водоизмещением в 1,45 тонны под карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ, мощностью 50 л.с., по своему назначению являющийся типовым быстроходным прогулочно-туристическим катером. НКЛ-27 изготовлялся целиком из древесины: набор – из ясеня и сосны, днище и обшивка – из 10-мм – 12-мм сосны, а палуба – из 5-мм бакелитовой фанеры. Существует версия, что 2 катера НКЛ-27 летом 1940 года привезли при помощи автомобиля ЗИС-5 на специальном прицепе-роспуске ПБМК-70 от тяжелого штатного армейского понтонного парка Н2П (подобного типа плавсредства, имеющие водоизмещение чуть более тонны можно перевозить как в кузове грузовика, так и при помощи специального прицепа) на озеро Рица для прогулок по воде туристов, приезжающих из санаториев и домов отдыха на черноморском побережье на однодневную экскурсию. Однако, летом 1942 года эти два катера НКЛ-27 в срочном порядке перевезли в Гагру, для регулярного патрулирования морской акватории, из-за предполагающейся угрозы десанта со стороны немецко-фашистской армии. Катера НКЛ-17 и НКЛ-27 массово выпускались как до войны, так и после нее на Сосновском судостроительном заводе Наркомсудпрома/Минсудпрома СССР и заводе № 42 Главлесмаша Министерства лесной промышленности СССР в разной комплектации, имеющей отличия в отделке салона и наличия тента на судне. Небольшая серия НКЛ-27 в спецкомплектации (около 30 единиц) была выпущена до войны и предназначалась для хозяйственных подразделений НКИД, НКО, НКВД и СНК СССР, имеющих ведомственные дачи, дома отдыха и санатории в Москве, Подмосковье и Калининской области (Дом отдыха ЦИК/СНК «Селигер»). Отделка салона (кокпита) и корпуса на этих НКЛ-27 предусматривала использование ценных экспортных пород древесины (квебрахо, мербау, махогани и тика), а также обязательный монтаж прорезиненного тканевого тента на дугах, устанавливаемых над пассажирскими местами в судне. Напомню читателям, что тик или ти́ковое дерево (лат. Tectona grandis) — это вид листопадных деревьев рода Tectona семейства Яснотковые, растущий в муссонных лесах Южной и Юго-Восточной Азии. Имеющая красивую текстуру золотисто-коричневая древесина тика массово используется для отделки салонов и корпуса судов различного назначения, в основном яхт и прогулочных катеров в люксовом исполнении. Кроме того, все сидения на этих судах были обтянуты натуральной кожей коричневого или красного цвета, а не дерматином. Именно такие НКЛ-27, в спецкомплектации, были доставлены летом 1947 года, то есть к открытию госдачи №5 на озеро Рица для водных прогулок членов Политбюро ЦК ВКП (б). Как и ранее, до войны, полуглиссеры НКЛ-27 привезли на озеро Рица при помощи специального автомобиля ЗИС-5, имеющего трёхтонный прицеп-роспуск ПБМК-70 для доставки плавсредств и являющегося штатной единицей тяжёлого понтонного парка Н2П инженерных войск Советской Армии. Замечу, что прогулочные катера НКЛ-27 в стандартной комплектации, предназначенные для рядовых туристов не имели тента, особой отделки салона (кокпита) и корпуса благородным тиком, а изначально красились эмалью в белый цвет. Конечно же, стоит привести ниже размерения и основные технические характеристики прогулочного катера НКЛ-27, являющегося в те годы неотъемлемой частью антуража госдач №5 и №11 на озере Рица.

На снимке стоянка катеров НКЛ-27 в стандартной комплектации рядом с гостиницей «Рица». Фото 1955 года
На снимке стоянка катеров НКЛ-27 в стандартной комплектации рядом с гостиницей «Рица». Фото 1955 года
Размерения и основные технические характеристики прогулочного катера НКЛ-27, образца 1935 года
Класс Регистра – Р (речные суда)
Завод изготовитель – Сосновский судоремонтный Наркомсудпрома/Минсудпрома СССР и с 1947 года по 1951 год - завод № 42 Главлесмаша Министерства лесной промышленности СССР (Москва)
Тип судна – пассажирский катер с деревянным корпусом
Длина габаритная – 7,00 м
Ширина габаритная – 1,68 м
Высота борта – 0,76 м
Осадка габаритная – 0,55 м
Водоизмещение полное – 1,45 тонн
Пассажировместимость – 5 человек
Скорость полного хода – 35 км/час
Экипаж – 1 человек
Материал корпуса – древесина
Двигатель – карбюраторный ГАЗ-ММ, мощностью 50 л.с.
Число двигателей – 1
Движитель – гребной винт фиксированного шага
Именно таким образом перевозились катера К-ЗИС-5, «Лимузин», НКЛ-5 и НКЛ-27 на озеро Рица при помощи прицепа-роспуска
Именно таким образом перевозились катера К-ЗИС-5, «Лимузин», НКЛ-5 и НКЛ-27 на озеро Рица при помощи прицепа-роспуска

В 1947 году, по заказу Минсудпрома СССР на Сосновском судостроительном заводе (посёлок Сосновка, Кировская область) начались работы по проектированию модернизированной версии довоенного прогулочного катера НКЛ-27 под новый судовой двигатель ЗИС-120СР, мощностью 54 л.с. для «перевозки спецперсонала». Этот катер производил как Сосновский судостроительный завод, так и московский завод № 42 Главлесмаша Министерства лесной промышленности СССР. В серию новый катер пошел в 1948 году под несколько пафосным названием «Лимузин». На самом деле, данное плавсредство целенаправленно проектировалось под нужды госпартноменклатуры, а также в качестве служебно-разъездного для ВМФ СССР. Этот катер имел в 2 раза большее водоизмещение, чем НКЛ-27, пассажировместимость 11 человек и предназначался также для водных прогулок на внутренних водоёмах СССР, прилегающих к правительственным резиденциям, ведомственным домам отдыха и санаториям, а также дач дипкорпуса. Катер «Лимузин» в спецкомплектации отделывался ценными породами древесины (квебрахо, мербау, тик), имел водонепроницаемый тент над салоном (кокпитом), мягкие сидения, отделанные натуральной кожей. Летом 1949 года трёхтонный катер «Лимузин», предназначенный исключительно для водных прогулок постояльцев на госдаче №11, привезли на трёхосном грузовике Studebaker US6, имеющем штатный трёхтонный прицеп-роспуск от тяжелого понтонного парка Н2П инженерных войск Советской Армии, произведенного на Мордовщиковском судомостовом заводе (ныне ОАО "Окская судоверфь" г. Навашино Нижегородской области). Как эксплуатировался катер «Лимузин» на госдаче №11, кто его обслуживал и куда его списали после пожара в 1956 году – остаётся неизвестным. Конечно же, катер «Лимузин» числился на балансе ГУО МГБ СССР и на нём катали по озеру Рица только тех, кто проживал в Главном доме №1 и Главном доме №2 комплекса госдачи №11. Ниже я приведу краткие технические характеристики этого плавсредства, как и госдача №11 на озере Рица оставшегося в полном забвении.

На фото прогулочный катер НКЛ-27 на причале перед зданием гостиница «Рица». 1951 год
На фото прогулочный катер НКЛ-27 на причале перед зданием гостиница «Рица». 1951 год
Размерения и основные технические характеристики прогулочного катера «Лимузин», образца 1948 года
Класс Регистра – Р (речные суда)
Завод изготовитель – Сосновский судостроительный завод Минсудпрома СССР
Тип судна – пассажирский катер с деревянным корпусом для перевозки спецперсонала
Длина габаритная – 10,03
Ширина габаритная – 2,03
Высота борта – 1,13
Осадка габаритная – 0,60 м
Водоизмещение полное – 3,06 тонн
Пассажировместимость – 11 человек
Скорость полного хода – 27 км/час
Экипаж – 1 человек
Материал корпуса – древесина
Двигатель – бензиновый ЗИС-120СР, четырехтактный, карбюраторный, мощностью 54 л.с.
Число двигателей – 1
Движитель – гребной винт фиксированного шага

Из числа прогулочных катеров, на ранних этапах, составляющих флотилию ГУО МГБ СССР на озере Рица стоит отметить служебно-разъездной К—ЗИС-5, массово выпускавшийся до войны на Ленинградском судостроительном заводе №5 Наркомсудпрома СССР (ранее завод №5 НКВД СССР) для нужд Морпогранохраны НКВД СССР. Катер К-ЗИС-5 имел деревянную конструкцию, водоизмещение 2 тонны, бензиновый двигатель ЗИС-5, мощностью 75 л.с., пассажировместимость 8 человек. Как я уже ранее заметил, на место К-ЗИС-5 летом 1949 года на озеро Рица доставили прогулочный катер типа «Лимузин», имевший большую вместимость и высокое качество отделки пассажирского салона. Заканчивая рассказ о флотилии ГУО МГБ СССР на озере Рица нельзя не коснуться совершенно забытого и можно даже сказать экзотического служебного плавсредства, широко применявшегося госбезопасностью – глиссера НКЛ – 5, имеющего толкающий воздушный винт. Весьма популярный вид водного транспорта в довоенную пору – глиссеры с толкающим винтом, имеющие авиационный двигатель массово создавались и производились в Отделе опытного строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) НИИ ГВФ еще с 1931 года. В ОСГА проводились также и опытные работы; в общей сложности там спроектировали и построили 25 типов аэросаней и глиссеров. Коллектив ОСГА НИИ ГВФ под руководством инженера-конструктора Н.М. Андреева, получивший собственную производственную базу, продолжил разработку аэросаней и глиссеров, перейдя осенью 1935 г. в систему Наркомлеса СССР (НКЛ), в состав Треста «Лесосудмашстрой». Из-за смены подчинения завода продукцию стали именовать НКЛ, а не ОСГА, однако система сквозной нумерации сохранялась. Именно на данном предприятии и был разработан глиссер НКЛ-5, предназначенный в первую очередь для системы НКВД СССР, из-за своей малой осадки и очень высокой скорости, оснащенный серийным пятицилиндровым авиадвигателем М-11 конструкции А.Д. Швецова и выпускавшийся Моторным заводом № 24 им. М. В. Фрунзе в Москве (сейчас ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»). Часть глиссеров НКЛ-5 во время ВОВ была оснащена пулеметами ДА (Дягтерёв Авиационный, обр.1928 года), но понятным причинам на озере Рица эти суда ходили без вооружения.

На фото глиссер НКЛ-5, вооруженный спаркой пулеметов ДА на Днепре. 1944 год
На фото глиссер НКЛ-5, вооруженный спаркой пулеметов ДА на Днепре. 1944 год

На глиссерах НКЛ-5 патрулировали акваторию озера Рица пограничники 36-ого Сухумского морпогранотряда МГБ СССР, подчинявшиеся коменданту госдачи №5, а в период пребывания членов Политбюро ЦК ВКП (б) на объекте – старшему группы охраны ГУО МГБ СССР. В задачи патруля на НКЛ-5 входило сопровождение катера с руководителями СССР, а также контроль всего водного пространства озера Рица и его побережья. Имеющий чрезвычайно малую осадку (10-15 см) и высокую скорость, глиссер НКЛ-5 мог заходить на любое мелководье для преследования нарушителей и догонять все типы плавсредств в данном водном бассейне.

Размерения и основные технические характеристики глиссирующего катера НКЛ-5/ОСГА-5, образца 1935 года
Класс Регистра – Р (речные суда)
Завод изготовитель – Экспериментальный завод Лесосудмашстроя Наркомлес СССР («Московский глиссерный завод» Наркомлес СССР)/завод №41 Наркомлес СССР
Тип судна – глиссирующий катер с воздушным винтом
Длина габаритная – 6,37
Ширина габаритная – 1,79
Габаритная ширина по ограждению воздушного винта - 2,53 м
Высота борта – 0,65 м
Осадка габаритная – 0,10 м
Водоизмещение полное – 1,20 тонн
Пассажировместимость – 4 человек
Скорость полного хода – 61 км/час
Экипаж – 1-2 человека
Материал корпуса – древесина
Двигатель – бензиновый, авиационный, звездообразный М-11, мощностью 100 л.с.
Число двигателей – 1
Движитель – воздушный толкающий винт фиксированного шага
На снимке В.В. Микоши изображен катер производства судоверфи Burmester Werft GmbH. Фото 1954 год
На снимке В.В. Микоши изображен катер производства судоверфи Burmester Werft GmbH. Фото 1954 год

Предполагаю, что читатели меня упрекнут в том, что я не рассказал о тех прогулочных судах, на которых возили по озеру Рица обычных граждан СССР, туристов и не только. Без сомнения, в семейных архивах сохранилось очень много фотографий за 40-50-ые годы, где сегодняшние дедушки и бабушки радостно позируют на фоне прогулочного катера, расположенного на стоянке рядом с гостиницей «Рица». Думаю, что я не разочарую читателей, сообщив им то, что рядовых туристов по озеру Рица, с 1947 по середину 50-ых годов катали на уже упомянутых катерах НКЛ-27, но только в обычной комплектации: без тента, с дерматиновой обивкой сидений и обычным салоном, отделанным бакелитовой фанерой. Удивительно, но кроме НКЛ-27 на озере Рица до середины 50-х годов ходили еще и другие прогулочные катера, переданные в СССР по репарациям из поверженной нацисткой Германии в 1948 году. Для тех, кто не знает, напомню, что репарации – это возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Во время Второй мировой войны в 1945 на Крымской конференции государствами-победителями было признано справедливым обязать Германию возместить путём натуральных поставок в максимально возможной мере ущерб, причинённый ею союзным странам. Побеждённые страны (Италия, Германия) поставляли СССР в счет репараций станки, автомобили, суда различного назначения, радиооборудование, двигатели, турбины для ГЭС и многое другое. Известны стали те крупнотоннажные суда (китобойные плавбазы, морские круизные теплоходы) и боевые корабли (подводные лодки, линейные крейсера типа «Дойчланд») поставленные в СССР по репарациям, которые широко освещены в СМИ за последние 70 лет. Тема поставок из Германии служебно-разъездных судов из Германии для морских портов и пресноводных бассейнов даже в знаменитом «Справочнике по мелким судам» авторов Ю. В. Емельянова и Н. А. Крысова (Изд-во: «Судпромгиз», 1950 год) практически не упоминается, хотя в нём и приводится некий «катер постройки германской судоверфи 1935 г года». Тем не менее, известно, что крупная германская судоверфь Burmester Werft GmbH, имеющая крупные предприятия в городах Бремен и Травемюнде с 1933 года строила в массовом количестве служебно-разъездные катера для гражданских нужд, ВМФ Третьего рейха, а также парусные яхты и рыбопромысловые суда. С 1948 года, произведенные в довоенное время, а также во Вторую мировую войну суда из древесины разного типа и назначения на судоверфи Burmester Werft GmbH массово поставлялись по репарациям в Польшу и в СССР. В СССР практически все суда, построенные на судоверфи Burmester Werft GmbH и поставленные в счёт репараций, пополнили гражданский промысловый флот на Балтике (Эстонская, Латвийская и Литовская ССР). Небольшая часть парусных прогулочных яхт, катеров и служебно-разъездных судов судоверфи Burmester Werft GmbH с конца 40-х годов была доставлена по железной дороге в другие регионы СССР: Черноморское побережье Кавказа, водохранилища Канала им. Москвы, Ростов-на-Дону и Таганрог. Как попали и при каких обстоятельствах германские моторные катера, произведенные на судоверфи Burmester Werft GmbH в водный бассейн озера Рица – неизвестно. Несмотря на то, что первоначальное назначение этих катеров в Германии было в обеспечении перевозок рабочего персонала по акватории порта и между судоверфями, в СССР этот катер стал использоваться как прогулочный на внутренних пресноводных бассейнах. Просматривая архивы ГА РФ я с большим удивлением обнаружил в фонде Р-9542 ХОЗУ Совета Министров СССР документы, свидетельствующие об использовании ГУО МГБ СССР прогулочных катеров германской фирмы Burmester Werft GmbH с двигателем Maybach S5 на озере Ужин (18 км от города Валдай), где располагалась госдача, известная как «объект №201». К сожалению, рамки этой книги не позволяют подробно остановиться на факте использования органами госбезопасности этих катеров германского производства, однако существует документ, доказывающий, что в марте-апреле 1954 года состоялась передача этих катеров 9-ому Управлению КГБ при СМ СССР (ГА РФ. Фонд Р-9542. Оп.7. Д.1329. Акт сдачи-приёма быстроходных немецких катеров с двигателем «Майбах» дачным хозяйством «Архангельское» 9-му Управлению комитета госбезопасности и Дому отдыха «Валдай». Лл.1-9).

На снимке фотографа В.В. Микоши виден служебно-разъездной катер производства судоверфи Burmester Werft GmbH, используемый для водных прогулок по озеру Рица. 1954 год
На снимке фотографа В.В. Микоши виден служебно-разъездной катер производства судоверфи Burmester Werft GmbH, используемый для водных прогулок по озеру Рица. 1954 год
Основные технические параметры и размерения катера, построенного на судоверфи Burmester Werft GmbH таковы:
Класс Регистра – Р (речные суда)
Завод изготовитель – Burmester Werft GmbH
Тип судна – служебно-разъездной катер с надстройкой
Длина габаритная – 10,50 м
Ширина габаритная – 2,10 м
Высота борта – 1,50
Осадка габаритная – 0,70 м
Водоизмещение полное – 4,3 тонн
Пассажировместимость – 13 человек
Скорость полного хода – 18 км/час
Экипаж – 1-2 человека
Материал корпуса – древесина
Двигатель – бензиновый, шестицилиндровый, водяного охлаждения Maybach S5, мощностью 30 л.с.
Число двигателей – 1
Движитель – гребной винт фиксированного шага

Судя по сохранившимся архивным фото от В.В. Микоши, катера, выпускавшиеся на верфи Burmester Werft GmbH долго не прожили на озера Рица, скорее всего по причине выработки моторесурса у двигателя и отсутствия приемлемых запасных частей. К середине 50-х годов эти реликты Второй мировой войны ушли в прошлое, а на их замену, с 1950 года, на озеро Рица пришли безреданные прогулочные катера типа М3 (КС), поначалу оснащенные двигателем от грузового автомобиля «ГАЗ-АА» (50 л. с.), а позднее — «ГАЗ-51» (70 л. с.). Скорость с 70-сильным двигателем при полной нагрузке (водоизмещение 1,6 т; размерения 6,08x1,94 м) составляла 21 узлов (38,9 км/ч). Катера М3 (КС) на начальном этапе (с 1947 года) строились в судоремонтных мастерских Сочинского морского пароходства Минморфлота СССР, в дальнейшем, большой серией — на авиационном заводе №21 в Горьком.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить